19. Основной вопрос философии.
В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком "всемирно-гражданском" ее смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны.
Первая: что первично, изначально — природа или дух, материальное или идеальное? Иногда он формулируется несколько иначе: дух, сознание порождает материю, бытие или наоборот природа, материя, бытие порождает дух, сознание? Философы по-разному отвечают на этот вопрос.
Материалисты считают, что материя первична, она лежит в основе всего существующего. Материализм считает, что вне нас существует мир, который мы можем познавать и познаем, даже преобразуем, но именно он — объективная реальность. Идеалисты считают, что сознание, дух первичны, а материя и природа вторичны, производны от сознания, мысль в основе всего. Различают объективный ( начало положил Платон, представитель нового времени - Гегель) и субъективный идеализм (основатель священник Дж. Берклини).
Объективный идеализм утверждает, что до нас и независимо от нас существует идея (мировой дух, разум как таковой), а мир представляет собой порождение этой идеи. Объект вообще — это то, что существует вне человека, независимо от его сознания, то, на что направлена его деятельность.
Субъективный идеализм. Сами ощущения и есть свойства вещей. Субъективное — это то, что свойственно человеку (субъекту). Беркли считал, что реален только субъект, его сознание. Мир вне человека существует лишь постольку, поскольку конкретный человек непосредственно ощущает, воспринимает — видит, слышит, осязает. Субъект, человек, порождает мир. Но такая точка зрения настолько противоречит здравому смыслу, что Берклини делал оговорку ,что всемогущий Господь Бог не позволил бы ему так заблуждаться.
Вторая: как относятся наши знания об окружающем мире к самому этому миру или проще: познаваем ли мир? В зависимости от ответа философы тоже разделились.
Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. Но есть философы, стоящие на позициях агностицизма , они не знают существует ли реально объективный мир, но если он существует, то он не познаваем.
Существует иная классификация основных вопросов философии,в которой все они разделены на три большие группы: что есть мир? (онтологический вопрос); что есть «Я» (антропологический вопрос); каковы отношения между «Я» и «не-Я»? (гносеологический, аксиологический, праксеологический и т.п. вопросы). Именно на них или часть из них и отвечает каждая философская система. Онтологический вопрос в наше время сразу же распадается на два вопроса: «Что есть физический мир (природа)?» и «Что есть социальный мир (общество)?». Антропологический вопрос включает в себя проблемы, связанные с пониманием человеческой личности, творчества, свободы, прекрасного, нравственных ценностей и т.п. Важнейшей проблемой, относящейся к взаимоотношениям «Я» и «не-Я», является гносеологическая: что и как я могу знать? Она расщепляется на вопросы о познавательных способностях человека, их взаимоотношении в процессах познания, о природе знания и истины, о взаимоотношении знания и веры, о предпосылках и методах познания и т.п.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.