logo search
filosofia

24. «Наукоучение» г. Фихте и «Система трансцендентального идеализма» ф. Шеллинга

Фихте

Основная ценность – это свобода.

Свободу надо обосновать - это делает наука, но науку тоже надо обосновать - этим занимается философия.

Наукоучение - это философское обоснование науки с целью обосновать свободу.

В центре теории Фихте – субъект - Я. Философия Фихте – субъективный идеализм.

3 стадии развития субъекта:

1. Я пологает Я (тезис)

2. Я полагает не Я (антитезис)

3. Я полагает сверх Я (Я+не я)

Тезис→антитезис→синтез – «Закон отрицания отрицания» (новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым).

Шеллинг разработал философию природы с позиции объективного идеализма - природа развивается по ступеням духа.

При этом все природные объекты характеризуются принципом полярности, а конечная стадия развития природы – Бог, для которого характерно единство противоположностей, т. о. единство и борьба противоположностей разделены.

В познании Шеллинг выделяет 2 ступени:

1. Познавательный процесс определяется бессознательной деятельностью теоретического Я. Начинается он с ощущения, затем через созерцание, представление, суждение достигает высшего момента теоретического Я - разума, где теоретическое Я сознает себя самостоятельным и самодеятельным и, таким образом, становится сознательным и практически действующим.

2. Основным моментом является воля практического Я. Волю Шеллинг понимает как желание человека познать самого себя и реализоваться. Воля, в свою очередь, неразрывно связана с нравственностью. Важно подчеркнуть, что, по мнению Шеллинга, человек реализует себя лишь совершая нравственные действия по отношению к другим людям. Затем возникает эстетическое Я, в котором преодолевается противоположность теоретического Я и практического Я, наступает гармония бессознательной и сознательной деятельности.