25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
Диалектика как теория и метод познания основана на 2-х принципах - всеобщей связииразвития. Принцип всеобщей связи характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами. Отношения могут быть 2-х основных типов: 1) отношения зависимости вещей, явлений и их свойств от каких-то иных объектов, что обозначается в философии понятием "связь". Следовательно, когда говорят, например, что человек связан с обществом, в котором он живет, то это означает, что человек так или иначе зависит от этого общества; 2) отношения независимости между вещами и явлениями, обозначаемые обычно понятием "обособленность". Когда мы говорим, что человек обособлен от общества, то мы хотим тем самым сказать, что он обладает в той или иной мере самостоятельностью, относительной независимостью от различных структур.
Принцип всеобщей связи фиксирует, т. о., следующую диалектическую мысль: любой предмет или явление так или иначе связан со всем миром (зависит от него) и в то же время обособлен от него (в какой-то степени не зависит от этого мира). В мире, следовательно, нет как абсолютно зависимых, так и абсолютно независимых вещей; каждая из них всегда есть конкретное единство отношений связи и обособленности с окружающими их другими вещами и явлениями. Этот принцип носит всеобщий характер, распространяется на любое явление реальности.
Связи и обособленности могут быть самых различных видов: непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, единичные и общие, существенные и несущественные, необходимые и случайные. Для науки и практики прежде всего важно обнаружить в мире связи особого рода - те, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер. Такие связи между явлениями и их свойствами - законы. Законы бывают разные, они отличаются степенью общности: частные (действуют в довольно ограниченной сфере мира) - например, законы биологии; общие (действуют в больших регионах) - законы физики, и всеобщие (присущие всему миру) - таковыми обычно считаются законы диалектики. Последние формируются с помощью философских категорий - понятий, обозначающих закономерные связи и свойства, присущие практически всему миру (или очень большой его области - например, категории познания). К категориям диалектики относятся, в частности, понятия движения, развития, связи, противоречия, отрицания.
Принцип развития характеризует динамику всех вещей и явлений реальности, их постоянную изменчивость, говорит о том, что любое явление в мире развивается, с ним происходят закономерные необратимые качественные изменения. Этот принцип также носит всеобщий характер: развиваются объекты неживой и живой природы, человек и общество, материальная и духовная культура человечества. Все эти процессы разнообразны и поэтому обычно выделяют 3 основных вида развития: 1) прогрессивное - когда явление становится в ходе развития все более совершенным, приобретает новые ценные свойства и возможности; 2) регрессивное - когда в результате развития явление становится менее совершенным, утрачивает ряд свойств, присущих ему ранее; 3) нейтральное развитие - когда новые явления примерно равны по своим возможностям прежним (большинство процессов в неорганической природе, "топтание" на месте экономики и общества и другие явления застоя).
В реальном мире эти разновидности развития взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Например, жизнь человека: детство, юность - восходящее развитие, зрелость - нейтральное, старость - нисходящее. В настоящее время реальные процессы развития являются предметом пристального внимания не столько философии, сколько естественных наук. Особое место здесь принадлежит новой науке - синергетике, изучающей самоорганизацию систем природы и общества и использующей при этом теории химии, физики, биологии, кибернетики.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.