9.2 Русская религиозная и марксистская философия
В.С.Соловьев (1853-1900) – выдающийся русский философ, поэт и публицист, автор концепции «цельного знания» и основатель новой религиозной философии. Ведущими идеями этой философии были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Метафизика Соловьева изложена в его работах «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Россия и вселенская церковь», «Смысл любви», «Три разговора». Критически переосмыслив опыт европейской рационалистической философии _ от античности до немецкой классики, он пришел к заключению, что «Истина …самооткрывается в сознании» в разнообразии форм и содержания опыта и не имеет ничего общего с панлогизмом и рационализмом, господствующими в новоевропейской философии. Эта Истина, как Первоначало бытия, есть Бог. Без этого всеединого начала было бы непонятно единство и цельность воспринимаемого нами мира.
Критикуя позитивизм О.Кона, Д.Милля, Г.Спенсера за игнорирование философского и религиозного опыта, Соловьев видит выход из кризиса западного рационализма в создании «новой философии», - философии цельного знания, которая должна в себе синтезировать науку, философию и религию, соединить логическое совершенство западной формы и полноту содержания духовных восточных созерцаний.
Учение о «Софии», «душе мира» - мистическая сторона его философского учения. Под мистическим познанием Соловьев понимает возможность непосредственного общения между познающим субъектом и Богом. В своих трудах «Чтения о Богочеловеке» (1878-1881), «Философские основы цельного знания» (1877) и «Критика отвлеченных начал» (1880) он развивает идеи о человеке как о существе «причастном божеству», «естественном посреднике между Богом и «материальным миром». В «отпавшем от Бога мире» царит отчуждение, зло и эгоизм. Но наряду с этим существует потребность и стремление к всеединству.
В. И. Ленин (1970-1924 гг.) внес значительный вклад в развитие марксистской философии. Как философ известен в основном двумя работами: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и «Философские тетради» (1914-1915). Утопические идеи К.Маркса он довел до практического осуществления. Великий социальный эксперимент, начатый им в 1917 г., продержался до 1991 г.
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.