Беренгарий
Обратимся к конкретным представителям схоластической философии.
Иногда схоластику начинают с Иоанна Скота Эриугены, о котором мы говорили в прошлый раз, но чаще —с мыслителей, живших в XI веке, когда начинает становиться на ноги университетское образование. Одним из первых таких философов был Беренгарий (умер в 1088 году). Одна из основных проблем философов того времени, существовавшая и в более ранние века и получившая наибольшее выражение в работах Тертуллиана и Августина,—проблема соотношения веры и разума. Беренгарий был из тех философов, которые отдавали приоритет разуму, считая, что в вопросах веры разум так же авторитетен, как и в других вопросах, где этот авторитет не подвергается сомнению.
В частности, в одной из своих работ Беренгарий исследует таинство причащения. Он считает, что вполне возможно исследовать это таинство с точки зрения разума, в том числе и превращение вина и хлеба в Кровь и Тело Христовы. Беренгарий утверждает: невозможно помыслить, чтобы субстанция хлеба превратилась в субстанцию Тела Христова, ибо субстанция сама по себе неизменна по определению. Поэтому смысл таинства причащения состоит в том, что к субстанции хлеба чудесным образом добавляется субстанция Тела Христова, а к субстанции вина —субстанция Крови Спасителя. Потому и является это таинством, что происходит чудесным образом. Потому и действенно это таинство, что мы действительно причащаемся Телу и Крови Христовым. А с другой стороны, причащаясь, мы ощущаем вкус вина и хлеба, потому что субстанция вина и хлеба не исчезла.
Концепция Беренгария была осуждена католической Церковью, но это была одна из первых попыток поставить под сомнение разума область, к которой разум раньше не рисковал обращаться, —область веры, которой постигается смысл церковных таинств.
- История западной философии средневековая филОсОфия
- Филон Александрийский
- Иустин-философ
- Климент Александрийский
- Тертуллиан
- Аврелий Августин Жизнь и произведения
- Отношение к античной философии
- Вера и разум
- Опровержение скептицизма. Самопознание как исходный пункт философствования
- Теория познания. Чувственное познание
- Теория познания. Продолжение
- Онтология
- Учение о времени
- Космология
- Учение о человеке
- Происхождение зла. Полемика с манихеями и пелагианами. Этика Августина
- Философия истории
- Дионисий Ареопагит
- Апофатическое и катафатическое богословие
- Происхождение зла
- Иоанн Скот Эриугена Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Учение о «четырех природах»
- Схоластика
- Беренгарий
- Петр Дамиани
- Ансельм Кентерберийский
- Пьер Абеляр
- Шартрская школа
- Бернар Клевоский
- Сен-Викторская школа
- Арабская философия
- Аль-Кинди
- Аль-Фараби
- Ибн-Сина
- Аль-Газали
- Ибн-Рушд
- Католицизм в XIII веке
- Латинский аверроизм. Сигер Брабантский
- Бонавентура
- Борьба католической Церкви с аверроизмом
- Фома Аквинский Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Доказательства бытия Бога
- Метафизика
- Учение о человеке
- Гносеология
- Социальная философия
- Роджер Бэкон
- Иоанн Дунс Скот
- Уильям Оккам