28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
Система(греч. systema - соединенное, составленное из частей) - совокупность элементов, определенным образом связанных между собой и образующих некую целостность. В качестве С. можно рассматривать любой объект действительности, лишь бы он представлял собой относительно целостное множество элементов, напр. коробку цветных карандашей или набор кухонных принадлежностей. При таком употреблении, однако, понятие "С." становится тривиальным и не играет сколько-нибудь серьезной роли. В современной науке под системами обычно понимают сложные объекты, к-рые характеризуются не только множественностью, но и разнотипностью, разнокачественностью образующих их элементов и связей. Таковы биологические системы различного уровня (напр., организм, вид), объекты психологии, социологии, семиотики, экономической науки, различные системы знания, а также современные технические системы (напр, системы управления транспортом и связью, системы обеспечения космических полетов и т. п.). Чтобы подчеркнуть их особый характер, подобные объекты нередко называют большими или сложными системами. Большинство объектов, относимых в современной науке к системам, уже давно являются предметами познания. Делая упор на их системном характере, наука 20 в. имеет ввиду прежде всего изучение тех сторон и качеств этих объектов, благодаря к-рым они оказываются упорядоченными, организованными. Иными словами, системность всегда связана с определенной формой организованности. А эта последняя является свойством объекта как Целого, она не присуща его отдельным элементам (напр., жизнь есть продукт целостного функционирования биологического организма, в нормальных условиях она не свойственна его изолированным органам) Организованность целостного объекта выражается, в частности, в иерархичности его строения, т. е. в наличии у него нескольких уровней организации, находящихся в отношении последовательного подчинения (напр., общество как С. включает в себя уровни личности, малой социальной группы, класса, нации и т. д.). Не менее важное выражение целостности С.- наличие у нее особого рода внутренних и внешних связей, благодаря к-рым С. отделяется от своей среды и противостоит ей как нечто единое. Такие связи обычно называют системо-образующими. Выявление этих связей служит необходимым условием исследования объекта как С. Так, в нейрофизиологии ставится задача не столько описания работы отдельных нервных клеток и узлов, сколько анализа тех специфических связей, к-рые возникают между нейронами в каждом конкретном нервном процессе. В современной науке поиски специальных путей и средств исследования объектов как систем привели к формированию системного подхода.
Структура(лат. structure - строение) - относительно устойчивый способ организации элементов системы. Если понятие системы охватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования, форму развития, то понятие "С." выделяет, прежде всего такой момент, как устойчивость, стабильность этого объекта, благодаря чему он сохраняет свое качество при изменении внешних или внутренних условий. Пока сохраняется С., сохраняется и система в целом, а разрушение или преобразование С. ведет к существенной перестройке или гибели системы. Главной составной частью структурной организации объекта являются его внутренние и внешние связи Особенно большую познавательную нагрузку понятие "С." несет в рамках системного подхода, структурализма и структурно-функционального анализа.
Элемент (лат. elementum - стихия, первовещество) - неразложимый далее (в данной системе) компонент сложных тел, материальных структур, теоретических конструкций. Смысл, вкладываемый в понятие "Э.", менялся с развитием познания. В нек-рых философских учениях древности под Э. понимались конкретные виды вещества, стихии (вода, воздух, земля, огонь), из превращений к-рых якобы возникает все многообразие явлений мира. Начиная с Демокрита, стало влиятельным направлением, сторонники к-рого считали первичными, простейшими "кирпичиками" мироздания мельчайшие частицы (атомы) В настоящее время в науке термином "Э." обозначают большей частью любой объект (к-рый, вообще говоря, может сам иметь весьма сложное строение), связанный с другими объектами в единый комплекс, систему. Связь элементов системы обозначается термином "структура". При построении научных теорий, раскрывающих существенные связи сложных систем, отправляются от нек-рых понятий, принятых за элементарные (в рамках данной теории). Так, Маркс, создавая теорию капитализма, за исходный пункт своего анализа взял понятие товара, ставшее элементарной ячейкой, "клеточкой" марксовой политэкономической теории. Начав с логического анализа товара как социального отношения особого рода, он построил систему понятий, раскрывшую закономерности капитализма как развитой формы товарного хозяйства.
Частьицелое- философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у их совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к к-рому отдельные предметы выступают в качестве частей Простой пример химические элементы натрий и хлор, взятые порознь, не обладают теми свойствами, какими обладает их соединение (поваренная соль) При этом тип связи предметов (частей) определяет и тип образуемого целого связи строения характеризуют структурное целое, связи функционирования - функционирующее целое, связи развития - развивающееся целое и т д В до-марксиртской философии целое рассматривалось как сумма частей, лишенная качественно новых свойств (метафизический материализм и ряд идеалистических направлений), либо как мистическая, непознаваемая духовная сущность (подобная трактовка целого развивается в последнее столетие многими идеалистически ми школами, среди них - неовитализм, гештальтпсихология, интуитивизм и др) Так, холизм (греч holos - целое) утверждает, что миром управляет мистический непознаваемый фактор целостности, процесс создания все новых целостностей. Диалектический материализм исходит из того, что целостность предметов и явлений есть материальный фактор, доступный строгому научному анализу. Данные современной науки показывают, что объективная связь Ч и ц присуща всем формам движения материи, при этом каждой форме движения соответствует и определенный материальный носитель этой связи (элементарные частицы и атомы, молекулы, кристаллы коллоиды, живые клетки, многоклеточные организмы, сообщества животных, различные формы организации в человеческом обществе семья, государство, нация и тд) Эти формы целостности по своему происхождению связаны друг с другом. Существуют два наиболее общих типа связи Ч и ц, к-рые могут быть названы неорганичным и органичным. Неорганичное целое (атомы, молекулы, кристаллы и т д ) есть такая форма объединения объектов, внутри к-рой составляющие ее элементы находятся в тесной взаимосвязи, свойства целого здесь не могут быть сведены к механической сумме свойств его частей Органичное целое (т. Наз. органические системы биологический организм, общество и др ) есть такая форма связи объектов, к рая обладает способностью к саморазвитию. Элементы органичного целого не могут быть выделены из него как внешне обособленные друг от друга Вне целого они не только теряют ряд своих свойств (как это имеет место в неорганичном целом), но и вообще не могут существовать Категории Ч и ц играют важную роль в процессе познания При познании любого явления необходимо учитывать несводимость свойств целого к свойствам его частей, качественное отличие первых от вторых Изучение целого должно опираться на знаниа свойств его составных частей, элементов, и, наоборот, рассмотрение отдельных сторон, частей должно иметь своей предпосылкой знание природы целого Познание целого как единства частей в многообразии их взаимосвязей осуществляется при по мощи специфических мыслительных приемов - анализа и синтеза В современном научном познании важную методологическую роль играет понятие целостности, выступающее в качестве обобщенной характеристики объектов, к-рые обладают сложной внутренней структурой (напр, общество, личность, биологическая популяция, клетка) Это понятие характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития Понятие целостности является одним из основных компонентов системного подхода.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.