logo search
0315130_48ECD_otvety_dlya_sdachi_kandidatskogo_minimuma_po_filosofii_i_met / билеты по философии исп

3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология

Каждый человек имеет определённые воззрения на окружающий мир. Но эти воззрения зачастую оказываются разрозненными, непоследовательными, противоречивыми. Отсюда необходимость их теоризации, приведения в логически обоснованную систему, что оказывается возможным лишь в результате усвоения курса Ф. Философия пришла на смену мифам, формируясь на основе мифологии и религии первобытного общества. Если мифология и религия есть эмоционально-фантастическое отображение природной и социальной действительности и основаны на вере, то философия – это прежде всего рациональное объяснение окружающего мира, основанное на разуме. Длительный период времени она имела вид натурфилософии, философского учения о природе в целом, так что знания древних имели синкретический, нерасчлененный характер.

По мере развития общества происходило размежевание знаний на отдельные отрасли. Зарождались география, медицина, астрономия, геометрия и другие науки, имеющие, как правило, непосредственно практическое применение. В дальнейшем произошла дифференциация и в самой философии, а ее предмет все более уточнялся. Сегодня диалектико-материалистическая философия в широком смысле представляет собой и науку о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания, и особую форму общественного сознания, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовных ценностей человека.

Многовековое развитие мировой философии отражает определённую преемственность Ф-ских идей, связь их с общекультурными ценностями, с развитием научного познания, а также с общественно-политеческой политикой. При этом с момента своего зарождения в античную эпоху вплоть до настоящего времени Ф. развивалась в русле противостояния таких основных её течений, как материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сенсуализм и рационализм. Положение о тесной связи Ф. с социально-политеческими процессами в обществе содержится во многих концепциях истории Ф. Выдающийся английский философ 20в. Б. Рассел замечает: «Философы являются одновременно и следствиями и причинами – следствиями социальных обстоятельств политики и институтов того времени, к которому они принадлежат, и причинами убеждений, определяющих политику и институты последующих веков». Историю домарксистской философии методически целесообразно подразделять на периоды Ф-ии рабовладельческого общества, феодального средневековья, эпохи формирования капитализма в странах Европы 16-18вв., классической немецкой Ф-ии., Ф-ии 19 в. в России.