Основные характеристики античной философии.
Космоцентризм античной философии. Чувственно-материальный космос как абсолют. Космос чувственно воспринимаем во всех его проявлениях, его существование очевидно и не нуждается в рациональном доказательстве. Вещь и тело есть принцип, следовательно не только космос есть тело, но и все в нем должно быть вещью и телом. Космос есть сумма всех вещей и тел или максимально обобщенная вещь.
Интуиция. Предрациональное восприятие всего сущего. Разделение Экзотерики от эзотерики.
Дихотомия как разделение космоса на противоположности по принципу «Я» и «не-Я». Небытие как Хаос. Космос как бытие. Логос как способ перехода от хаоса к космосу.
Диалектика как проявление логоса в рефлексии. Единство противоположностей как способ существования космоса и его закон. Пассивно-созерцательный характер диалектики – видеть мир правильно, но не изменять его.
Основная проблематика античной философии:
5.1. Диалектика «материи» и «идеи». «Материя» понимается как возможность, потенция всякого существования вообще, а «идея» есть чувственно-воспринимаемая картина (план) вещественного продуцирования и динамически-творческий принцип построения действительности. «Идея» имеет чисто мыслительный характер, т.е. продуцировалась мышлением и им же воспринималась, с одной стороны. С другой — имела форму, т.е. вещественный смысл, доступный зрительному восприятию. Активный характер созерцательности идеи, но активность чисто мыслительная, а не практическая. Идея также проходит становление как становятся вещи. Идея есть становление не только вещей, но и прежде всего — ценностей этой жизни. Диалектика «материи» и «идеи» имеет аксиологический аспект;
5.2. Диалектика «души» и «ума». Все существующее живет, то есть изменяется. Никаких причин для этого изменения внешних по отношению к космосу быть не может. Эта способность изменять саму себя называется «Душа». Целесообразность этих изменений обозначается категорией «Ум»— «Нус». Они не субъективно-личностные, а объектино-космические принципы. Нет «желания» и «воли» как принципа;
5.3. Диалектика судьбы и воли. Первоединство как сочетания порядка и хаоса. Единство разумного и неразумного в становлении вещей. Первоначало выше Ума и включает и все неразумное. «Судьба» исключает «добро» и «зло». Внеличностный принцип «первоединства».