logo search
uch_filosofiya_uchebnik_tom1 / Философия

Диаликтический идеализм гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), получивший теологическое образование, лишь в 1801 г. выступил с первыми философскими работами, преподавая (одновременно с Шеллингом) в Иенском университете. В период наполеоновских войн был директором гимназии в Баварии (1807 – 1816), работая в это время над построением своей философской системы. Изданные в 1812 – 1817 гг. работы сделали Гегеля знаменитым и он, получив приглашение сразу от трех университетов, с 1818 г. преподаёт философию в Берлине. Уже при жизни Гегель получает все - европейскую известность, а в Германии большинство философских кафедр занимают его ученики. Внешние обстоятельства делят философскую деятельность Гегеля на три периода: 1) период академической работы в Иене (1801 – 1807); 2) баварский период (1807 – 1816) – время построения собственной философской системы; 3) второй академический период (берлинский), связанный с детальной разработкой дисциплин, включённых Гегелем в его философскую систему. Гегель проявил особые способности, с одной стороны, в сфере абстрактного мышления, а с другой – в сфере систематизации мысли, что позволило ему соединить все философские проблемы в систему, построенную на основе одного абстрактного принципа. Философия Гегеля ориентирована исторически и гуманистически (в противоположность натурфилософским предпочтениям Шеллинга), а потому вершинами его системы можно считать философию истории и историю философии.

Основные сочинения Гегеля: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики» в трех томах, 1812 – 1816; «Энциклопедия философских наук», 1817. Все философские дисциплины входившие в его систему, Гегель обработал в берлинских лекциях, рукописи которых («Философия религии», «Философия истории», «Лекции по эстетике») изданы посмертно.

Предшественники. Непосредственно на формирование взглядов Гегеля воздействовал Шеллинг, но важнейшие составляющие его философии – идеалистическая установка и диалектический метод – были развитием идей Фихте.

Взгляды Гегеля.

Логический идеализм. Следуя Фихте, Гегель считал преодолённым убеждение обыденного рассудка в существовании вещей независимо от сознания, а сам дуализм сознания и материи ошибочным: сознание первично, а материальные объекты суть его продукты; в сознании следует искать первоприроду бытия , а потому необходимо полагать, что бытие, подобно сознанию, обладает логической природой. Понятие есть элемент не только логического мышления, но и бытия: общее составляет сущность не только понятий, но и бытия, и всё единичное есть только вторичное его проявление. Исходя из этого, Гегель в каждой сфере явлений исследует общее качество как существенное, игнорируя качества единичные. Далее он делает акцент на единство бытия, которое только в своей целостности может быть абсолютом.

И только если мы понимаем бытие в его целостности, к нему применимо утверждение о его логичности и рациональности. Отдельные факты, принимаемые эмпиристами за бытие, не рациональны и не являются бытием. Аналогичным образом Гегель понимает и истину: истиной может быть суждение только о бытии в целом, т.е. о целостном бытии. Понятия бытия и истины Гегель трактовал иначе, чем большинство философов, а потому его тезисы были для них парадоксальны и неприемлемы. К тому же Гегель полагал, что в своей сущности бытие должно быть изменчивым, поскольку в противном случае оно не могло бы порождать из себя того множества форм, которые ему присущи. В противоположность идущей от элеатов и Платона традиции, согласно которой абсолютное должно быть неизменным, Гегель принимает сторону Гераклита и Аристотеля с их идеей субстанциональной изменчивости бытия. Таким образом тезис о логической природе бытия он дополняет тезисом о его эволюционной природе.

Развитие бытия, обладающего логической природой, подчинено законам логики, то есть каждое его состояние логически следует из предыдущего состояния, а потому вся действительность во всех своих состояниях и проявлениях необходима. И далее: то, что необходимо, согласно с разумом, а потому вся действительность разумна. В противоположность идеализму Шеллинга, ориентированному в теории познания на интуицию, идеализм Гегеля был, как видим, крайне рационалистическим.

Диалектический метод. Основой и высшим законом логики Гегель считал диалектику: каждому истинному суждению соответствует не менее истинное противоположное суждение; каждому тезису – антитезис, на основе которых возникает синтез. Если абсолют – это чистое бытие (логическое развитие абсолюта Гегель начинает этим безусловным суждением), лишенное каких-либо свойств, то значит чистое бытие есть ничто. Другими словами, тезис «абсолют есть чистое бытие» приводит к антитезису «абсолют есть ничто». Любое суждение, взятое как тезис, приводит к своей противоположности, т.е. к антитезису, так как полной истиной могло бы обладать лишь суждение о целостности бытия (такова концепция истины Гегеля), но никакое логическое определение не в состояние постичь бытие как целое. Следовательно, никакое суждение не может быть вполне истинным: истина и ложь, не будучи застывшими противоположностями, взаимно переплетаются. Истина содержится как в утверждении чего-либо, так и в его отрицании; мышление не может и не должно избегать противоречия, так как только диалектический процесс утверждения и отрицания ведет к полной истине.

Гегель, убежденный в тождестве бытия и мышления, превращает диалектический закон единства и борьбы противоположностей во всеобщий закон бытия, а процесс перехода от тезиса к антитезису в мышления становится в его философии основой не только понимания, но и реального развития. За любой формой бытия следует её отрицание и противоположность не только не исключается из действительности, а составляет ее сущностную глубинную основу. Действительность не только содержит противоположности, но в процессе развития согласует их, порождая затем новые. Это постоянное преобразование бытия на основе всеобщего закона диалектики составляет природу бытия: в каждом расцвете уже содержится начало распада, а при распаде сохраняется то, что существенно. Из противоположностей рождается синтез, который в свою очередь становится тезисом для следующей ступени развития, порождая антитезис как свою противоположность. Такова триада развития бытия. Триадический характер развития выступает как внешняя схема философского мировоззрения Гегеля, но он (а тем более - его ученики) акцентировал на нём внимание и у читателей создавалось впечатление, что именно триада составляет сущность гегельянства. На самом деле существенный тезис гегельянства можно сформулировать так: любая форма бытия есть необходимая ступень в его развитии. Гегель хотел из природы бытия и диалектики его развития вывести на основе одного принципа всё многообразие форм бытия. В его системе тождества мышления и действительности сопоставлены формы логики, природы и культуры (общество, государство, право, религия, искусство, наука). Самая универсальная по замыслу и реализации, философия Гегеля полна неограниченной веры в силу человеческого мышления.

Основные разделы философии. Первичной формой бытия Гегель считает идею как исходный продукт (тезис) развития, антитезисом которой является природа (природа – это идея, отделившиеся от мышления и представляющаяся благодаря этому как нечто внешнее). Синтез идеи (тезиса) и природы (антитезиса) есть дух. Этим трём формам бытия (идее, природе и духу) соответствуют три раздела философии: логика, философия природы и философия духа. В диалектических триадах Гегеля логика априорно выводила категории мышления, а философия природы – формы естественного бытия. Также триадично философия духа выводила сначала формы субъективного духа, затем формы объективного духа как антитезиса и наконец – формы абсолютного духа (синтез), поднимающегося над противопоставлением субъекта и объекта. Основные формы объективного духа – это государство, право и мораль; основные формы абсолютного духа – это искусство, религия и философия. Если большинство метафизиков видело проявление абсолюта в природе и психической жизни, то Гегель его наивысшие проявления связывает с государством, искусством, религией и философией. В понятийном освоении именно этих сфер духа он проявил больше всего оригинальности и глубины, а потому соответствующие им разделы философии Гегеля требуют детального анализа.

Философия истории, государства и права. Универсализм Гегеля, постулирующий примат общего по отношению к единичному, позитивно проявился в его теории государство как высшей формы развития общества. Государство – это не случайное творение отдельных индивидуумов, а необходимая высшая ступень развития объективного духа. Государство выше общества, ибо общество – продукт естественных, а государство – продукт духовных факторов развития. А потому для Гегеля народ, организованный в государство, - это наивысший земной авторитет: «божественная идея, существующая на земле», «действительность моральной идеи», «воплощение рациональной свободы». Государство первично по отношению к личности (а потому и более существенно), которая обретает реальность и моральную ценность только в рамках государства. С точки зрения либералов (Дж. Локк) государство существует для граждан; с точки зрения консерватора Гегеля – граждане для государства (такое соотношение естественно и логично у философа, во всём отдающего приоритет целому по сравнению с частью, общему по сравнению с единичным).

Исходя из тезиса о соответствии действительности разуму, Гегель на примере прусского государства сформулировал свой знаменитый афоризм: «всё действительное – разумно». Однако объективный дух, природу которого составляет развитие, полностью проявляется только в истории государства как института. А согласно Гегелю, история – это не мозаика случайных событий, но целостное и необходимое развитие идеи, последовательная реализация «мирового духа» в судьбах народов и государств. Народы – лишь орудие «мирового духа» и в каждую эпоху какой-то народ является его носителем вплоть до полной реализации своей исторической миссии. Исходя из этой концепции, Гегель предложил грандиозную философско-историческую схему, выделив четыре периода мировой истории: восточный (детство), греческий (отрочество), римский (зрелость) и германский (старость), понимая каждый из этих периодов как ступень в развитии мирового духа.

Философия искусства. В прекрасном как выражении абсолютного духа осуществляется, по мнению Гегеля, синтез явления и идеи, действительности и мышления, содержания и формы. Философия искусства (эстетика) открывает ранее не известные перспективы, объединяя художественное творчество разных эпох и народов в одно грандиозное целое, в котором разнородные формы искусства образуют замкнутую систему. Гегель делит историю искусства на три больших периода: а) восточное искусство, символизм которого был обусловлен тем, что в нём форма, не в состоянии овладеть содержанием, умела его только символизировать; б) античное искусство – с присущим ему классическим сочетанием формы и содержания; в) христианское искусство (романтическое), в котором идейное содержание преобладает над формой. Эту историческую схему развития искусства он дополнил ещё одной триадой: в архитектуре преобладает символизм; в пластике – классицизм; в живописи и музыке – романтизм. Поэзия – как наиболее полное и совершенное из всех искусств - сочетает в себе все три типа: в лирике преобладают архитектонический и музыкальный элементы; в эпосе – пластический и музыкальный; в драме лирика соединяется с эпосом.

Философия религии. Более высокой, чем искусство, формой абсолютного духа Гегель считал религию, поскольку искусство пользуется созерцанием, а религия – представлением. Следует подчеркнуть, что Гегель считал религию не особого рода чувством (как современные ему теологи – романтики во главе с Шлейермахером), а совокупностью представлений – фантазий. Различая религии по уровню характерных для них представлений, Гегель в присущем ему эволюционном и схематизирующем стиле разместил религии исторически, различая три фазы развития: а) восточная религия природы; б) религия духовной индивидуальности, имевшая, в свою очередь, три ступени развития - возвышенности у евреев, красоты у греков и целесообразности у римлян; в) христианство как абсолютная религия истины, свободы и духа.

Метафилософия. С помощью понятий, т.е. совершенным способом, философия познаёт то, что искусство созерцает, а религия представляет. А потому философия есть наивысшая форма абсолютного духа, в которой он, поднимаясь над всем преходящим, приходит к пониманию самого себя. Философское понимание также может быть только историческим (в согласии с общей установкой Гегеля): полную истину содержит не какая-то отдельная философская система, а философия в её историческом развитии, т.е. задача философии реализуется только в истории философии, трактуемой Гегелем как необходимое и разумное развитие, а не случайная последовательность взглядов.

Логика развития истории философии в том, что философские концепции не только хронологически следуют одна за другой, но и вытекают одна их другой. Гегель в своей истории философии показывает как через Платона, Аристотеля, Декарта, Канта и Фихте осуществлялось в философских системах последовательное осознание идеальной природы бытия, ведущее к пониманию тождества идеи и бытия у Шеллинга и Гегеля. Но Шеллинг в понимании идеальной природы бытия пользовался интуитивными образами, а Гегель - понятиями, а потому Гегель считал свою философскую систему, вобравшую в себя все истинные моменты из всей предшествовавшей философии, пределом развития философии как наивысшей формы абсолютного духа. Заслуги Гегеля в становлении истории философии как науки огромны, так как отдавая приоритет общей логике развития философии, он придал историко-философским исследованиям глубину и внутреннюю осмысленность. Одновременно с этим он показал необходимость соединения истории философии с историей культуры: каждая философская система есть проявление определенного уровня развития духовной культуры, а потому, будучи делом отдельного мыслителя, она вместе с тем и отражение общей культуры, личность этого мыслителя сформировавшей. И каждая философская система истинна как проявление определенного момента развития философии, но оказывается ложной, если представлена в качестве абсолютной истины. Исключение Гегель делает только для своей философской системы, противореча тем самым собственной концепции развития философии.

Суммируя, сущность гегельянства можно определить как объективный (бытие идеально, но не субъективно), логический (природа бытия построена по законам логики и не имеет иррациональных элементов), эволюционный (бытие развивается, порождая из себя все более высокие формы) идеализм.

Важнейшей сферой философии Гегеля была философия культуры, в рамках которой он разработал целостные идеалистические концепции истории, права, государства, искусства, религии, философии, опирающиеся на сущностную взаимосвязь логического и эволюционного подходов. Каждая форма культуры понята Гегелем как преходящий, но необходимый, логически вытекающий из предыдущего, этап развития данной формы культуры, будь то история, право или государство, искусство, религия или философия.

Благодаря объективному характеру, масштабу рассматриваемых проблем и чёткой схеме их постановки и решения философия Гегеля очень быстро становится доминирующей в Германии (вытеснив кантианство) и весьма влиятельной за её пределами. Диалектический метод Гегеля позволял его ученикам делать из исходных тезисов гегелевской философии разные, порой противоположные, выводы, что сразу же привело к расколу в рядах школы на два противостоящих друг другу крыла - правое (старогегельянцы) и радикально левое (младогегельянцы). Различие проявилось, прежде всего, в решении теологических проблем: правые, следуя Гегелю, делали акцент на согласие его философии религии с христианством; ле­вые же, выступая против традиционной теологии, обнаруживали в философии Гегеля пантеистические тенденции. На самом деле учение Гегеля о лично­стном Боге и бессмертии души было настолько абстрактно и неопределённо, что допускало самые разные интерпретации. В 1835 г. левогегельянец Давид Фридрих Штраус опубликовал свою знаменитую "Жизнь Иисуса", в которой Евангелие рассматривается как набор мифов, Христос - как персонификация идеи человечества, а Бог - как символ бесконечности. Из среды левогегельянцев вышли либеральные протестантские теологи, в том числе создатель "тюбингенской школы" Фердинанд Баур, но крайне радикальную форму левогегельянству придали Л. Фейербах и братья Бауэры, пользовавшиеся диалектическим методом Гегеля в целях негативной критики ("критическая критика") всего существующего.

Ещё при жизни Гегеля его философия подвергалась критике представителями других спекулятивных систем - прежде всего, "поздним" Шеллингом; А. Шопенгауэр выступал против спекулятивной метафизики Гегеля во имя элементарных требований здравого рассудка; И. Гербарт критиковал идеализм Гегеля с позиций реализма. Но несмотря на критику (и благодаря её очевидной безуспешности) философия Гегеля доминировала и к моменту его смерти казалась единственно истинной и непобедимой. А вскоре после смерти Гегеля его философия была разрушена изнутри левогегельянцами, которые превратились в материалистов и позитивистов. К 1870 г. – в результате радикального разрыва с гегельянством и поворота к Канту – Гегель становится символом ложного, даже бессмысленного отношения к философии, заслуживающего не критики, а осмеяния (У. Джеймс). Причины столь низкой оценки философии Гегеля объясняются тем, что наступила эпоха эмпиризма и позитивизма, а Гегель в своих построениях не принимал во внимание ни эмпирические факты, ни прогресс научного знания (на упрек, что природа не подтверждает его взглядов, Гегель как-то ответил: “тем хуже для природы”).

Последователи философии Гегеля существовали и в эпоху позитивизма, но в основном за пределами Германии. И. Тэн, будучи позитивистом, столь высоко ценил Гегеля, что сравнивал его со Спинозой, помноженным на Аристотеля и опирающимся на пирамиду наук, построенную в течение веков. В последней трети ХIXв. возникло неогегельянское движение в Англии, инициированное Стирлингом и Грином и просуществовавшее полвека. В конце ХIX в. гегельянство нашло сторонников в Скандинавии и России; на рубеже XIX-ХХ вв. оно превратилось в мощное течение в итальянской философии благодаря деятельности Кроче и Джентиле, а у себя на родине в Германии снова стало объектом интереса и признания, на равных соперничая с другими философскими школами.