3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
Другим значимым философским направлением XXст. по праву считаетсяфеноменология, которая стала методологической основой для целого ряда гуманитарных наук – психологии, социологии, педагогики и т. д. Основателем феноменологической философии считается немецкий философЭ. Гуссерль(1859–1938 гг.), но также внесли весомый вклад в ее разработку его ученики и последователиМ. Хайдеггер(1889–1976 гг.),М. Мерло-Понти(1908–1961 гг.) и др. Главной идеей феноменологии является описание и объяснение мира в качестве феноменов (от греч.phainomenon– явление) человеческого сознания, что превращает познание мира во внутренний процесс его осмысления. Исходным пунктомфеноменологического метода,который предполагает, согласно Гуссерлю, буквальное следование принципу «Назад к самим вещам!», становитсяредукциякак очищение понятий мышления от всех заранее привнесенных смыслов, что имеет своим следствием сведение образа мира к чистому феномену сознания. Это позволяет исследовать различные явления чувственного опыта как непосредственные идеи сознания и осуществлять работу со смыслами как отражением их существенных свойств. То, что при этом мы будем иметь дело именно с объективными смыслами, а не просто досужим вымыслом, гарантирует такое свойство человеческого сознания какинтенциональность– постоянная направленность на некоторые внешние или внутренние объекты, выходящие за рамки самого сознания и делающие его предметным. Таким образом, находимые и описываемые смыслы задают целостный горизонт восприятия феноменов как сумма интенциональных актов их осмысления, что позволяет вести речь о принципиальной возможности комплексного познания различных физических и духовных явлений.
В то же время в феноменологии предпринимается попытка выхода из чисто познавательной установки при анализе содержания человеческого сознания и онтологическое обоснование формирования общезначимых смыслов и понятия мира в сознании через исследование феномена интерсубъективности, определяющего наше совместное существование с другими людьми и возможную координацию человеческого опыта бытия и познания. Также в противоположность радикализму ранней феноменологии, призывающей отказаться от любых «наивных» представлений обыденного сознания и его очищению, в более поздний период развития феноменологической философии значительное внимание начинают привлекать исследования феноменажизненного миракак совокупности непосредственных условий и факторов повседневного существования, являющихся предпосылкой образования всех развитых форм человеческого сознания. В целом феноменологическое философствование знаменует собой переход от «естественного» полагания предметов как обладающих объективно существующими смыслами к представлению о культурно-мировоззренческой опосредованности нашего опыта сознания мира.
В числе прочих известных философских направлений XXв. особой популярностью пользуетсяэкзистенциализм, получивший распространение не только в качестве теоретического учения, но и в литературно-художественной форме, что сделало некоторых философов-экзистенциалистов также знаменитыми писателями. Сама экзистенциальная философия основывается на идеях датского мыслителяXIXв.С. Кьеркегора, который полагал, что человеческое существование (экзистенция) является важнейшей философской проблемой, требующей своего «смысложизненного» наполнения. В этой связицентральными темами осмысления в экзистенциализместановятся: проблема подлинности человеческого существования, смысла жизни, выбора и пограничных ситуаций, а также ответственности. Исходя из характера принимаемых оснований экзистенциальную философию принято разделять на религиозную, представленную такими мыслителями какК. Ясперс(1883–1969 гг.),Г. Марсель(1889–1973 гг.), полагавшими, что смысл человеческой жизни постигается лишь из более широкого контекста диалога между Богом и человеком, и атеистическую, связанную с именамиМ. Хайдеггера (1889–1976 гг.), Ж.-П. Сартра(1905–1980 гг.),А. Камю (1913–196 гг.), которые настаивали на изначальной и безграничной ответственности человека перед собой за все совершаемые им выборы.
Одним из главных тезисов экзистенциализма можно считать высказывание Ж.-П. Сартра, что человек – это такое существо, у которого «существование предшествует сущности», иными словами, всякие его определения, как «разумного животного», «божьей твари» и пр., даваемые на протяжении истории развития философии не отражают уникальную специфику данного конкретного человека со всеми обстоятельствами его рождения, жизни и смерти. Любой из нас, полагают философы-экзистенциалисты, являетсязаброшеннымв этот мир, т. е. не выбирает время и условия своего существования, однако впоследствии именно через собственные поступки обретает свое надлежащее место. Здесь перед человеком открываются две принципиальные возможности: 1) жить, «как все», не задумываясь над смыслом собственных действий, существуя как бы по инерции, автоматически, не выбирая и не решая своей судьбы – это способнеподлинного существования,по большому счету недостойный человека; 2) жить в постоянном риске осуществления выбора и принятия решений с несением полной ответственности за смысл своих действий – как способсуществования подлинного. В последнем случае речь идет о том, что человек постоянно вынужден совершать выбор, который делает его жизнь осмысленной, что самым наглядным образом проявляется вситуациях пограничных– между жизнью и смертью, поскольку отказ от подобного выбора порождает ощущение бесцельности существования, экзистенциальной тоски,тошноты. При этом принятие решения порождает особуюответственностьчеловека перед Богом либо перед самим собой, которая не позволяет перекладывать заботу о смысле собственного существования на чужие плечи, вынуждает человека идти на риск, выбирая тот или иной вариант своей судьбы, осуществлять самореализацию.
Также близким по духу с экзистенциализмом является персонализм, наиболее известными представителями которого являются Э. Мунье (1905–1950 гг.),Н. Бердяев(1874–1948 гг.),М. Бубер(1878–1965 гг.). В рамках этого направления утверждается, что понятие личности, рассмотрение ее свойств, творческих проявлений имеет фундаментальное значение для прояснения вопроса о смысле человеческого бытия. Персонализм трактует личность как максимальную возможность человеческого самовыражения в форме изначальной свободы, настроенности на диалог с Богом и другими людьми, а также в перспективе ее самореализации в творчестве.
- Философия
- Предисловие
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- 1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
- 1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
- 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии
- 1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
- 1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- 2.1. Философия Древнего Востока
- 2.2. Античная философия
- 2.3. Философия Средневековья и Возрождения
- 2.4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
- 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- 2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
- 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
- 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
- 3.4. Эволюция марксистской философии XX в. (д. Лукач,
- 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.), лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
- 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
- 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.) и неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
- 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения
- 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
- 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения
- 4.4. Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия
- 4.5 Русская философская мысль на рубеже XIX–XX вв.
- Раздел II. Философия бытия
- Тема 5. Метафизика и онтология
- 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса историческом в развитии философии
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)
- 5.5. Диалектика как философская теория развития
- Тема 6. Философия природы
- 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа
- 6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
- 6.3. Природа как среда обитания
- 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
- 7.1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
- 7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
- 7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
- 7.4. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
- 7.5. Социокультурные модусы человеческого бытия социализация, деятельность, коммуникация и др.)
- Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражение) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания
- 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
- 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
- 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
- 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
- 9.5. Структура познавательного процесса
- 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- 10.1. Понятие и роль науки в обществе
- 10.2. Наука как система знаний, как деятельность и социальный институт
- 10.3. Специфика научного познания
- 10.4. Структура и формы научного познания
- 10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
- 10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
- 10.7. Особенности классической, неклассической, постнекласси-ческой науки в ее историческом становлении
- 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
- 10.9. Роль науки в развитии техники. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- 11.2. Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты
- 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
- Тема 12. Основные проблемы политической философии
- 12.1. Феномен власти и политики
- 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней
- 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- 12.4. Политические технологии в современном обществе
- 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
- 13.1. Общество в его историческом развитии, антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы
- 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
- 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
- 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
- Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
- 14.1. Понятия техники и технологии
- 14.2. Происхождение техники
- 14.3. Природа технического знания
- 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
- 14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества
- 14.6. Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники
- Тема 15. Философия культуры
- 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 15.2. Основные подходы к анализу культуры
- 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие форм культурно-исторического процесса
- 15.4. Духовная жизнь общества
- 15.5. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества
- Литература
- Философия: курс лекций для студентов
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.