logo search
учебник_Культурология__со_вставками

7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени

Ключевые слова: прогресс, культура, историзм, рационализм, эмпиризм, Ф. Бекон, Р. Декарт, Б. Паскаль, деизм, классицизм, регулярная планировка, принцип трех единств, Н. Пуссен, барокко, секуляризация, сциентизм. И. Кеплер, И. Ньютон, механицизм, В. Гарвей, академии наук, Ф.Д. Ларошфуко, колониализм, промышленный переворот, абсолютизм, К. Монтеверди, опера, балет, утопия, Т. Кампанелла.

XVII век – исток совре­менной культуры. Новые экономические отноше­ния – капиталистиче­ские – устанавливались в мире болезненно, влекли за собой мно­жество жертв и вызвали сами по себе мощную волну реакции на иной способ зависимости, характерный для Нового времени. Ос­новная масса населения оказалась между молотом и нако­вальней: с одной стороны – еще существующие сеньоры, владельцы зе­мель с их поборами, с другой – буржуазия, отчуждающая эти земли.

Наиболее ярко этот процесс шел в Англии, но и в других евро­пейских странах, развиваясь в раз­ных формах, он вызвал бурные крестьянские бунты и войны. Так, в Англии на этой почве вспы­хивает буржуазная революция с диктату­рой Кромвеля (1599–1658), многочисленными казнями и следующей за ними очеред­ной волной несправедливостей. Во Франции аристок­раты органи­зуют Фронду, пытавшуюся противостоять власти короля; в Гер­мании разражается невиданная до тех пор по масштабам жесто­кости и уничтожения собственного народа Тридцатилетняя война -1648), которая была для дворянства поводом расправиться с не­покорными крестьянами. В результате этой войны население Германии сократилось почти на десять миллионов человек.

Но в то же время в XVII веке расцветает мануфактурное произ­водство, создавшее новые способы организации трудового процесса появился наемный труд, сформировались первые круп­ные капиталы. Конечно, они наживались путем, далеким от пра­ведного, часто путем колониального порабощения новых терри­торий мира, но ни одно дви­жение мирового процесса к усовер­шенствованию не проходило умиротворенно. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели ко­лонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укре­пились феодаль­ные отношения (Испания, Германия).

XVII век демонстрирует некую множе­ственность, когда можно говорить уже не о культуре, а о культурах: настолько раз­личны пути, формы, способы осуществления общих тен­денций этого времени. Один только взгляд на формы организации обще­ства покажет, как непохожи они друг на друга: катаклизмы бур­жуаз­ной революции и диктатуры Кром­веля в Англии соседст­вуют с абсо­лютной монархией, поддержанной буржуазными слоями во Франции, рядом с ними истерзанная Трид­цатилетней войной, но не ставшая единой, не поднявшаяся на более высокий уровень феодальная Герма­ния, буквально из пепла поднимаю­щая свою культуру. Таким образом, даже новый класс – воз­никающая буржуазия разных стран неодинакова в своих дей­ствиях.

Для XVII века драматизм столкновения нового со старым усилен религиозными противоречиями, которые выливаются в явление общеевропейского харак­тера – Контрреформацию. Разыгрывалась и еще одна трагедия XVII века, но сценой служил уже внутренний мир человека. Человек нового времени оказался на распутье: если средние века оставили нерешенной антиномию: человек создан по подобию Бога, и Бог создал для него природу, но человек отягощен первородным грехом и не может выбраться из пучины соблазнов", то теперь на ее место вста­ла другая: "человек свободен и равен Богу, но он лишь ма­ленькое зве­но в величественном механизме природы".

От эпохи Возрождения в Новое время перешел вопрос, ставший еще более острым,– "как найти каждому свое место в усло­виях ломки старых отношений и складывания новых, буржу­азных? Как жить человеку в "нечеловеческом" мире глубоких со­циальных противоречий? Ответы на эти вопросы ис­кали лучшие умы XVII века – Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц и другие. Может быть, именно наука сделала в XVII веке ощутимые ша­ги вперед: поиск был теперь не только необходим, но и реален.

Новое время – век новой науки. XVII век – эпоха новых теорий в области астрономии, физики, математики. Она ознаме­нована трудами Иоганна Кеплера (1571–1630), положившего начала астрономии новейшего времени. Открытые им за­коны движения планет он облек в математическую форму выражения, составив планетные таблицы, ему принадлежит теория затмений, он изобрел телескоп с двояковыпуклыми линзами объектива и окуляра. Математика этого времени прославле­на Пьером Ферма (1601–1665), одним из создателей аналитической геометрии и теории чисел, трудов по теории вероятностей, исчисле­нию бес­конечно малых величин и оптике. Готфридом Лейб­ницем изобретена си­стема интегрального и дифференциального исчислений. Английский врач Уильям Гарвей, основатель современной физиологии и эм­бриологии, описал большой и малый круги кровообращения. Гений Исаака Ньютона (1643–1727), чьи открытия не нуждаются в специальном перечислении, связал великие достижения естест­венных наук XVII и XVIII веков. Все эти и другие открытия под­нимают науку эпохи на качественно новый уровень, но главным ее достижением стало появление экс­периментального знания. Вся прежняя наука, включая и эпоху Воз­рождения, была достаточно умозрительной. В ней можно найти смелые догадки, интуитив­ные построения, не лишенные оснований, но наука прежнего времени не имела главного подспорья – эксперимента.

По сравнению с предшествующим столетием, раздвигается круг на­учных интересов. В XVI веке особенно большие успехи были достиг­нуты в области филологии, астрономии, географии, ботаники, меди­цины. В XVII столетии научный прогресс охваты­вает все новые и но­вые области. В XVII столетии преобладаю­щим и ведущим направлением в науке ста­новится математика, стремительно развивается экспериментальная физика, возникает экспериментальная химия, наступает новый этап в развитии ме­дицины и физиологии, закладываются основы экспери­менталь­ной биологии.

Больших успехов достигают некоторые гумани­тарные от­расли знаний, в том числе юриспруденция, в частности междуна­родное право (Гуго Гроций).

Среди научных достижений, оставивших наиболее глубокий след в интеллектуальной атмосфере эпохи, необходимо выделить во-первых, развитие Галилеем, Кампанеллой и Кеплером ге­лио­центрической теории Коперника. Их труды существенно изме­нили представления о структуре космоса и о месте Земли во Все­ленной. Зем­ля перестает восприниматься своеобразным непод­вижным твердым центром замкнутого со всех сторон мирозда­ния, окружающего ее. Вме­сте с этим изменяются и представления о связях человека с окружаю­щим миром. Если в эпоху Ренессанса отдельная человеческая личность выступала мерой истины, добра и красоты, то для XVII столетия характерна тенденция поисков ключа к пониманию судьбы индивидуума вне его самого, в неких господствующих в действительности объективных противоре­чиях и закономерностях.

Второе – обостренный интерес к проблеме движения. Эта тенденция вы­делялись в точных науках (работы Галилея в об­ласти динамики, уче­ние Декарта о движении материи как об ос­нове существования при­роды, открытия Декарта, Ньютона и Лейбница, связанные с анали­зом переменных и бесконечно ма­лых величин, и разработка системы дифференциального и инте­грального исчисления), и в философии.

XVII век – век противополжностей и контрастов – на­блюдает за столкновениями человеческих характеров, ищет при­чины и истоки жизненных коллизий в философии и затем в ис­кусстве (особенно в барокко), пытается сочетать эти противопо­ложности, осмысляя и ана­лизируя их. Это обусловило создание всеобъемлющих философских си­стем Гоббсом, Декартом, Спи­нозой, Лейбницем, разработку теории познания, где образовались два направления: сенсуализм и рациона­лизм. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, как из незнания образуется знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию. И на этом на­правлении поиска образовались две системы ответов. Сенсуали­сты отводили главную роль ощущениям, чувственному позна­нию, хотя не могли в достаточной мере осветить вопрос о том, как из ощущений и чувственных сведений о мире образуется на­учная тео­рия. Рационалисты полагали, что знания возникают на основе пра­вильного метода рассуждений, при этом абсолютизи­ровалась одна сто­рона познания и не объяснялось появление пер­вичных знаний.

Значительных успехов добились теоретики, искавшие пути реше­ния проблемы человека. XVII век ознаменован поисками но­вой этики, в которой ставилась про­блема свободы. В этических систе­мах на первом месте стояло по­клонение разуму.

Набирают силу и материалистические тенденции в филосо­фии, чему способствует развитие естественных наук. Они часто связаны с представлением о вольномыслии. Наука XVII века, противоречивая и обширная, дав­шая еще одно название своему времени – "век гениев", легла в основу энцик­лопедизма следующего за ним века Просвещения.

Искусство. Барокко и классицизм – менталитет, мировоз­зрение и стиль XVII века. Если идеалом эпохи Возрождения был гармонически совершенный человек, личность, для которой нет противоречий между личным и общественным, то человеку XVII в. свойственно бесконечное стол­кновение этих начал; если для героя произведений искусства Ренес­санса характерно было един­ство с внешним миром, природой, то ге­рой Нового времени осоз­нает свою зависимость от окружающей сре­ды и внешних обстоя­тельств. Драматизм действительности, крушение идеала Возрож­дения привели к новым формам восприятия мира. Оп­тимистиче­ский реализм Возрождения сменяется чувством неустойчи­вого положения человека, для которого характерен тот или иной внут­ренний конфликт. Лич­ности все труднее отыскать свое место в новых отношениях об­щества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ре­нессанса и все больше – человек-функция. Эта трагическая кол­лизия находит выражение в двух способах соотношения с миром и в двух художественных стилях – барокко и классицизме.

Происхождение термина "барокко" неясно, известен лишь перевод с итальянско­го: странный, вычурный. Стиль связан с кризи­сом идеалов гуманизма, об­щественно-политическими по­трясениями, характерными для XVII века. Для менталитета че­ловека барокко свойственны чув­ство растерянности и смятения, ощущение противоречивости мира, непостоянства счастья, все­силия рока и случая. Оптимистический иде­ал Ренессанса сменя­ется пессимистической оценкой действительно­сти, а восторжен­ное преклонение перед человеком и его возможнос­тями – под­черкиванием его двойственности, непоследовательности, испор­ченности; постоянно осмысляется несоответствие между види­мо­стью вещей и их сущностью, ощущается разорванность бытия, столкновение между телесным и духовным началом, между при­вязан­ностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного бытия.

Возникновение барокко чаще всего связывают с Контрре­формаци­ей. После ожесточенных религиозных войн Европа была разорена и разрушена. Только Рим избежал религиозных бурь. В нем оставался оплот католической церкви, еще очень сильной, особенно после Тридентского собора. Здесь возникает стремле­ние утвер­дить торжество официальной церкви. Ба­рокко возникает первоначально в ре­лигиозном искусстве, прежде всего в архи­тектуре. И романский стиль, и го­тика имели вполне определен­ные и возведенные на уровень закономерно­сти правила создания сооружений. Ли­нии этих построек были четкими и определен­ными. Барокко – это "буй­ство изогнутых, пересекающихся, пе­реливающихся каменных масс, потерявших свою "каменность" и как будто получивших свойства вязкого пластичного материала. Постепенно барокко перешло из архитектуры в скульптуру, жи­вопись и другие формы духовной жизни. Один из самых извест­ных теоретиков барокко Эммануэле Тезауро (1592–1675) назы­вал в качестве главного принципа "барочного мыш­ления" "прин­цип быстрого разума". Быстрый разум живет закона­ми, отлич­ными от законов мышления, он насыщен фантазиями, ме­тафо­рами, соединяя важное и слу­чайное, серьезное и забавное, смеш­ное и печальное. В нем пере­плетаются природа и человек, боже­ственное и созданное человеческим гением. Гении, обладающие быст­рым разумом, "из несуществующего порождают сущест­вующее. Остро­умие из невещественного творит бы­тующее, и вот лев становится чело­веком, орел – городом. Оно слива­ет жен­щину с обличьем рыбы и со­здает сирену как символ ласкатель­ства, соединяет туловище козы со змеей и образует химеру – ие­рог­лиф, обозначающий безумие". В та­кой системе мышления по­степенно исчезают границы самых различных явлений, и в искус­стве появляется некоторое пренебрежение целесооб­разностью, тем, что называется здравым смыслом.

Эти особенности барокко от­разились во всей своей полноте в творчестве Караваджо, Берни-ни в Италии, Веласкеса – в Ис­пании, Ван Дейка и Рубенса – во Фландрии.

В литературе это выража­ется в стремлении раскре­постить воображение, по­разить и ошеломить читате­ля, в пристрастии к неожи­данным образам, сближаю­щим понятия, опоставляющим далекие друг от дру­га предметы. Здесь реализуется принцип – от великого до смешного один шаг, по­скольку в барокко они су­ществуют вместе, как и другие противоположности: прекрасное и безобразное, восторженность и грубость. На одном полюсе ис­кусства барокко – образ бунтаря, свободного и безудерж­ного, не вписывающегося в привычные границы поведения, как, на­при­мер, в произведениях Сирано де Бержерака (1619–1655). На дру­гом – бунтарь-пуританин, аскетический и строгий, как герой по­эмы "Потерянный рай" великого английского поэта Джона Миль­тона (1608–1674). Для барокко и его теоретиков обязательно остроумие как способность сближать понятия (что считалось од­ним из проявлений ра­зума), а главные качества такой способно­сти –многосторонность и прозорливость.

Классицизм сложился и наиболее ярко выразился в усло­виях аб­солютной монархии во Франции. Это не значит, что он не имел мес­та в других странах. Классицизм, как и барокко, был имманентно присущ всей культуре XVII века. Если барокко со своим богатством и многообразием ощущений тяготеет к сенсуа­лизму как способу чувственного познания мира, то классицизм требует рационалисти­ческой ясности, упорядоченного мето­да расчленения целого на части и пос­ледовательного рассмотрения каждой из них. Для этого необходима внутренняя гармония, чув­ство меры и душевного равновесия. Менталитету человека, вы­ражающего классицистическую направ­ленность, свойственно стремление к объединению вокруг монарха, упоря­доченности. Память о религиозных вой­нах предыдущего века и желание ста­бильности заставляли его принять стро­гую иерархию абсолю­тизма, жесткую регламентацию королевской власти.

Для классицистов в искусстве характерно создание мону­ментальных произведений, изображение героев действенных, преисполненных жизненной энергии и способных – благодаря умению смирять обуре­вающие их страсти – подниматься до раз­решения тра­гических конфликтов. Поэтому театр тяготеет к тра­гедиям на истори­ческие сюжеты, в которых столкновение долга и чувства всегда кон­чается победой долга. В этом направлении ра­ботали великие французс­кие драматурги – Корнелъ (1606–1684) и Расин (1639–1699). Но су­ществовала также и комедия классицизма, разоблачающая противоре­чия окружающего мира, о чем свидетельствует до сих пор не утратив­шее своей актуально­сти творчество Мольера (1622–1673).

Для теории классицизма характерен культ разума, который свя­зывает этот стиль с философским рационализмом. Разум в класси­цизме – источник и мерило прекрасного; для последова­тельного клас­сициста ценность художественного произведения в значительной мере определяется степенью его логической строй­ности и ясности, упоря­доченностью его композиции. Этим и объ­ясняется склонность класси­цистов изображать в качестве героев людей, способных даже в момен­ты самых тяжелых и бурных пе­реживаний трезво мыслить, рассуждать и подчинять свои по­ступки велению разума. Это же стремление к упо­рядочению про­диктовало раз­ным видам искусства в зависи­мости от их специ­фики и опре­деленные правила, по которым эти произведения должны со­здаваться. Правила эти касались не только темы или сюжета произведения, но и упорядочи­вали его внутреннюю структуру. Например, в драматургии су­ществовали знаменитые "три единства": единство места, единство времени и единство действия. Единство места пред­полагало, что все события со­вер­шаются только в одном ме­сте, одной декорации на сцене; един­ство времени требовало, чтобы действие началось и закончилось в течение одних суток, един­ство действия требовало, чтобы цен­тральный конфликт был четко оп­ределенным и единственным. Наиболее полно нормативную сторону искусства классицизма изложил Никола Буало (1636–1711) .

Контрасты XVII в. по­родили особый драматизм времени, подготовивший как идеи Просвещения, так и последующую куль­туру Новейшего времени.

Памятники культуры: А. Вивальди «Времена года», И.С. Бах «Бранденбургские концерты», Г.Ф. Гендель «Мессия»; Рембрандт «Блудный сын», П.П. Рубенс «Персей и Андромеда», Д. Веласкес «Менины», Дж. Бернини: «Экстаз Св. Терезы», «Колоннада на площади св. Петра»; Эль Лево и Ж. Ардуэн-Мансар Версальский дворец; Н. Буало «Поэтическое искусство», П. Корнель «Сид», Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве, Ш. Перро «Сказки», маятниковые часы Х. Гюйгенса, счетная машина Б.Паскаля, телескоп Г. Галилея, микроскоп А. Левенгука, астрономические открытия Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Кеплера.