logo search
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.

Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Философские категории отражают стороны, свойства и отношения, присущие всем формам движения материи, всем процессам и явлениям, то есть они имеют всеобщий характер. И как все элементы диалектики они выступают в качестве орудия дальнейшего познания и форм абстрактного логического мышления.

Содержание и форма. Содержание - это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем - то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща. Содержание и форма присущи и всем общественным явлениям. Так, производительные силы составляют содержание исторически определенного способа производства. Производственные отношения составляют его форму. Диалектический материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг от друга. Содержание определяет форму. Например, стремясь получить возможно больше материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия производства, повышают свою квалификацию. А это неизбежно приводит и к изменению формы общественного производства - производственных отношений.

Сущность и явления. Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Она определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. В общественных явлениях сущность также выражает внутреннюю, главную сторону процессов. Явление - это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления.

Причина и следствие. Явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующая другому и вызывающая его, называется причиной. То же явление, которое вызывается действием причины, называется следствием. Причина всегда предшествует следствию, однако следование во времени не является достаточным признаком причины. Причина зависимость между двумя явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из них не только предшествует другому, но и с неизбежностью порождает другое.

Необходимость и случайность. Необходимость вытекает из сущности, внутренней природы развивающегося явления. Она постоянна для данного явления. В отличие от необходимости случайность не вытекает из природы данного предмета, она временна. Но случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его - во внешних условиях и обстоятельствах. Необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие является и необходимым и случайным одновременно - необходимым в одном отношении и случайным в другом. Изолированно друг от друга необходимость и случайность не существуют.

Возможность и действительность. Возможность - предпосылка для возникновения нового, имеющиеся в существующем. Действительность представляет осуществленную, реализованную возможность. Возможности вытекают из объективных закономерностей, порождаются ими. Поскольку предметы и явления мира противоречивы, противоречивы и возможности.