Структурализм и постструктурализм.
Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е гг. XX в., предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философского направления связано с обращением к концепциям: Ж. Лакана, К. Леви-Стросса, Ф. де Соссюра, М. Фуко и др. Самим своим существованием структурализм указывает на появление новых тенденций в развитии культуры, важнейшей является «раздражение», которое испытывает современная западная цивилизация по поводу языка. Раздражение, вызванное беспокойством культуры относительно самих своих оснований, проявляется в форме тревоги языка относительно самого себя. Структуры фундаментальны и детерминируют человеческое существование. Примерами таких структур являются: чистые структуры языка (Ф.д де Соссюр), семантические структуры поэзии и волшебной сказки (В. Пропп, Р. Якобсон), структуры синтаксиса как конфликта «глубинных структур». Именно язык отчетливее всего обнажает природу тех структур, на изучение которых направлен современный структурализм. По мнению Ф. де Соссюр, быть структуралистом — значит концентрировать свое внимание на организации и структуре значений. Соотношение структуры и значения объяснялось различным образом в разных направлениях структурализма. Структурализм достаточно быстро трансформируется в постструктурализм. Критика структурализма по таким направлениям, как отрицание субъекта, историзма, смысла, философии являются актуальными темами структурализма. Основные критики структурализма — Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Лакан, М. Фуко. Развивая идеи оппозиции в различных областях человеческой жизни (господство — подчинение, природа — культура, означающее — означаемое, язык — речь), постструктуралисты заменяют их понятиями плюралъности, множественности. Постструктурализм развил движение деконструктивизма — интеллектуальное движение, инициированное Ж. Деррида, основано на новом способе осмысления и прочтения текстов, исходящем из деконструкции, которая может рассматриваться как философская позиция, политическая стратегия, способ чтения, метод анализа, в изучении культуры и философии. Деконструкция — это не отрицание и не разрушение, а исследовательская установка, которая помогает и расшатывает старые понятия, чтобы заново обосновать, осуществить акт реконструкции, при этом раскрывая, развязывая, распутывая всю логическую цепь.
- Вопросы к экзамену
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
- Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
- Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.
- Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- Философия и идеология в эпоху Просвещения.
- Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Основные принципы классической философии.
- Проблемное поле неклассической философии.
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Основные идеи феноменологии.
- Философская герменевтика.
- Структурализм и постструктурализм.
- Философия постмодернизма.
- Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
- Основные направления и типологические характеристики русской философии.
- Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
- Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
- Природа как объект философского и научного анализа, природа как среда обитания.
- Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосфера».
- Глобальные проблемы современности и экологические ценности современной цивилизации.
- Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
- Структура сознания. Сознание и самосознание.
- Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
- Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
- Понятие и основные функции науки, научное и вненаучное знание.
- Определение общества, общество как саморазвивающаяся система.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Феномен власти в жизни общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Основные типологии цивилизаций.
- Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- Культура как предмет философского анализа.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- Мораль как регулятор социального поведения.
- Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.