Теологическое учение Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (родился примерно в 1225 — умер 7 марта 1274) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. С 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология – священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.
У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.
Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.
На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).
Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.
Билет 11.
-
Содержание
- Ответы на экзаменационные вопросы по философии
- Философия как наука и форма общественного сознания
- Философская мысль в Древней Индии. Основные идеи Брахманизма
- Сущность и структура философского знания.
- Философия Древнего Китая. Этические и правовые взгляды Конфуция.
- Основные направления и школы философии.
- Философия всеединства в.С. Соловьева.
- Основные функции философии.
- Милетская, эфесская и элейская школы. Пифагореизм.
- Философия и аксиология. Проблема ценностей в современных условиях.
- Атомистический материализм. Демокрит, Эпикур, Лукреций.
- Мировоззрение, его структура и социальная роль.
- 3 Типа мировоззрения:
- Философия Платона. Платон об идеях и идеальном государстве.
- Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
- Философская система Аристотеля.
- Философское учение о материи.
- Патристика. Философско-теологические взгляды Августина Блаженного.
- Философия о движении, пространстве, времени.
- Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья.
- Происхождение, сущность, структура сознания.
- Теологическое учение Фомы Аквинского.
- Проблема всеобщих связей и развития в философии.
- Развитие философской мысли в эпоху Возрождения.
- Единичное, особенное, общее.
- Основные черты философии Нового времени.
- Целое и часть. Система и элемент.
- Философское учение ф. Бэкона. Разработка индуктивной методологии.
- Причина и следствие. Необходимость и случайность.
- Философия т. Гоббса. Договорная теория государства.
- Содержание и форма. Сущность и явление.
- Философия р. Декарта. Учение о методе.
- Возможность и действительность. Формальная и реальная возможности.
- Французский материализм XVIII в. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
- Качество, количество, мера, их взаимосвязь.
- Философия Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо.
- Диалектика о единстве и борьбе противоположностей.
- Основные черты и историческая роль немецкой классической философии.
- Диалектическое отрицание. Отрицание отрицания.
- Философское учение и. Канта. Мораль и познание.
- Проблема познаваемости мира, её решение в истории философии.
- Философская система и метод г. Гегеля.
- Чувственное познание, его формы.
- Философия л. Фейербаха.
- Классификация методов научного познания.
- Иррационализм философии а. Шопенгауэра, ф. Ницше, а. Бергсона.
- Эмпирическое познание. Наблюдение, эксперимент, моделирование.
- Социальные, научные, философские предпосылки марксизма.
- Теоретическое познание. Абстрагирование, идеализация, формализация.
- Основные черты и этапы развития русской философии.
- Диалектика как учение и метод.
- 2. Русская философия XVIII в. М.В. Ломоносов, а.Н. Радищев.
- Философия и методология.
- Славянофилы и западники в русской философской мысли.
- Исторические типы мировоззрения.
- Проблемы свободы, смысла жизни, творчества в философии н.А. Бердяева.
- Позитивизм и его исторические формы: эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- Философские идеи фрейдизма.
- Концепции происхождения и развития человека
- Философские проблемы инженерной деятельности
- Взаимосвязь человека и природы, человека и культуры
- Философские проблемы инженерной деятельности
- Сущность общества и его природа
- Виды знаний и вера
- Основные формы общественного сознания и их содержание
- Природа техники и технологий и их взаимосвязь
- Знание и познание. Рациональное и иррациональное в познании
- Сущность ценностей и их классификация
- Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание
- Сущность глобальных проблем и их классификация
- Проблема истины и её критериев в науке и философии
- Развитие и общественный прогресс
- Формационные и Цивилизационные концепции общественного развития
- Смысл человеческого бытия
- Биологическое и социальное в человеке
- Современные человеко-технические и технологические системы
- Гражданское общество и государство
- Ценностные критерии общественного прогресса
- Насилие и ненасилие в диалектике свободы и ответственности
- Настоящее и будущее России и её народов
- Понимание, интерпретация, объяснение
- Ценности современного российского общества
- Вопрос 31.
- Вопрос 32.