logo search
философия эконом

Литература

  1. Антология мировой философии. – М. – 1969. – Т. 1.

  2. Асмус В. Ф. Античная философия. – М. – 1976.

  3. Богомолов А. С. Античная философия. – М. – 1985.

  4. Джохадзе Д. В. Основные этапы развития античной философии. – М. – 1977.

  5. История античной диалектики. Под ред. М. А. Дынника и др. – М. – 1972.

  6. Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Т. Иовчука. – М. 1969.

  1. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

  2. Переверзнев С. В. Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. _ М., 1997.

  3. Таранов П. С. 150 мудрецов и философов. – Симферополь – Запорожье. – 2000. – Т. 1.

  4. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. – М., 1996.

  5. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. – М. – 1981.

ТЕМА 3

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА

3.1. Религиозный характер средневековой философской мысли в Европе. Апологетика и патристика.

3.2. Учение Аврелия Августина.

3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях.

3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры.

3.5. Философия Фомы Аквинского.

3.1. Религиозный характер средневековой философской мысли в Европе. Апологетика и патристика

В первые века нашей эры античная цивилизация передала эстафету западной христианской. Христианская религия стала господствующим мировоззрением в Европе, что наложило отпечаток на средневековую философскую мысль, которая была полностью подчинена догматам христианской религии. Происходила эта смена цивилизаций в течении нескольких веков и далеко не мирно. Ранние христианские общины, обладавшие в том числе и собственной экономической структурой, отличались большим энтузиазмом. Их вера давала им такую душевную гармонию и самодостаточность, что никакая философия им не была нужна. Первоначальные христиане воспринимались как одна из многочисленных сект в иудаизме (религии евреев), о них почти никому не было известно.

Но в дальнейшем ситуация меняется. Христианство начало распространяться по всей Римской империи, что, во-первых, привело к снижению духовных качеств основной массы христиан (хотя в то же время среди них появилось много образованных людей), а во-вторых, христиане начали подвергаться гонениям за то, что они отказывались поклоняться римскому императору как божеству, а вместе с ним и всем римским богам во главе с Юпитером.

Поэтому уже на этом этапе христианам стало нужно какое-то подобие философии, чтобы себя защищать от гонений. Этот первый этап средневековой христианской философии называется апологетикой (от греческого «апология» – защита) и патристикой, поскольку первые христианские авторы называются отцами церкви («патер» – отец). Отцы церкви делились на две группы. Одни из них признавали только веру, а философию, так же, как и науку, считали порождением дьявола. Они назывались фидеистами (от слова «фидес» - вера). Другие же признавали философию, хотя веру все-таки ставили выше. Они назывались гностиками («гносис» означает «знание»).

Крупнейшим фидеистом был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 – ок. 222). Родился в Карфагене, там же и умер. Был автором многочисленных сочинений, в которых перед нами вырисовывается его исключительно бойцовский характер. Ради истины, однажды им признанной, он становился фанатичным, односторонним и нетерпимым. Тертуллиан – борец беспощадный, видящий свою победу лишь в полном поражении противника, язык его – словно сверкающее острие меча, с жестоким мастерством направленное на врага. Против философии и науки он боролся с фанатической беспощадностью. Тертуллиану приписывают грандиозное в своем роде признание: «Credo quia absurdum est» – «Верую, потому что абсурдно». Тертуллиан утверждал веру именно в силу ее несоразмерности с разумом. Обладая мощнейшим интеллектом, он отверг его, пожертвовал им в пользу веры. Выше интеллекта Тертуллиан ставил свои внутренние переживания, которые для него были тождественны вере. Он говорил: «Так подойди же, и предстань передо мною, о душа! Если ты божественна и вечна, как полагают иные философы – то не сможешь солгать; если ты не божественна, а подвластна смерти, – как полагает, правда, один лишь Эпикур, – то ты не дерзнешь солгать… Тебя же я не призываю, душа, обученная в школах, искушенная книжным познанием, вскормленная и вспоенная в аттических колоннадах, – тебя, что вещаешь мудрость. Нет, я беседовать хочу с тобой, душа, что проста и не мудрствуешь лукаво, – с тобой, неопытной и неловкой, какою ты бываешь у тех, кто кроме тебя ничего не имеет, – с тобой, приходящей с улицы, с угла, из мастерской. Мне нужно именно твое незнание» (Цит. по: Юнг К.Г. Психологические типы – СПб. – М., 1995.– С. 41).

Крупнейшим гностиком был младший современник Тертуллиана Ориген (185 – 254), живший в Александрии. Его подход был противоположен подходу Тертуллиана. С большой любознательностью Ориген усваивал все достойное изучения, все существовавшие философские течения. Впоследствии эти знания ему пригодились для обоснования христианского вероучения. Как личность он пользовался большим влиянием, речь его очаровывала и убеждала. Ориген был постоянно окружен учениками и целой толпой стенографов, на лету ловивших драгоценное слово, исходившее из уст почитаемого учителя. Его богословие, в отличие от богословия Тертуллиана, было философским. Ориген пытался соединить христианство с античной философией. Если Тертуллиан считал, что ему мешает интеллект, то Ориген считал, что быть объективным ему мешают чувства, и поэтому он совершил над собой еще большую жертву, чем Тертуллиан – Ориген себя оскопил. Умер он под пытками во время гонения на христиан. Уже после смерти Ориген подвергся гонениям и со стороны христиан, его учение было предано анафеме именно как гностическое, то есть переоценивающее роль понимания Бога по сравнению с верой в Бога.