logo search
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;

Знания – результат познавательной деятельности человека, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях и т.д.) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Наука – это форма познавательной деятельности человека (наряду с искусством, религией и т.д.), специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания – научное исследование, так и результат этой деятельности – научное знание. Не всякое знание является научным (например, мифическое, религиозное, художественное, бытовое и др.). Только объективно-истинное и обоснованное знание называют научным.

Специфика научных знаний: Системность, логическое выведение одних положений из других; Объектами научного познания являются не сами предметы и явления, а их аналоги, т.е. идеальные объекты; Контроль над методами получения знаний; Образование специфического языка; Независимость знаний от познающего субъекта, т.е. их объективность.

Основой научного знания является обыденное знание или здравый смысл. Наука стремится вникнуть в каждую из вновь открываемых истин, пытается обосновать ее, подставить под сомнение все, а здравый смысл наоборот настороженно относится ко всему новому, непривычному, выходящему за рамки обыденности. Научное знание обладает: истинностью , обоснованностью ,системностью, направленностью на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережает практику. Знание законов, которым подчиняется жизнь объекта, позволяет рассматривать его возможные будущие состояния, прогнозировать.

Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки. Научный язык создается на базе разговорного. В нем вырабатывается научная терминология – совокупность слов с точным, единственным значением в рамках одной научной дисциплины. Таким образом, научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в результате длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, или на базе здравого смысла. Предпосылкой и гарантом успешных действий в окружающем мире являются истинность и обоснованность такого рода представлений. Стремление людей сделать свои представления как можно более истинными и обоснованными, в конечном счете, привело к возникновению научного знания и науки вообще. В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и уровень философских оснований. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Теоретическое познание : теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.  Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований