logo search
Ответы по философии

Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

Позитивизм - философское направление, сложившееся в 40-е годы XIX в., основоположником кото­рого является Огюст Конт. Классическому взгляду на фи­лософию позитивизм противопоставляет новый взгляд: фи­лософия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. По мнению О. Конта, прежняя философия представляет собой метафизику, т. е. спекулятивное и необъ­ективное знание о несуществующих вещах. Позитивная философия должна стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. Никаких философ­ских законов в мире нет.

По мнению О. Конта, философия не может претендо­вать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин - совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Наука сама себе философия, - таков основной тезис позитивизма. Любые науки, в том числе об обществе и человеке, должны строиться по образцу есте­ствознания, поскольку именно естественные науки являют­ся источником объективного знания о мире. Историю человеческого духа О. Конт делит на три стадии:

- теологическую, на которой человек объясняет мир с помощью взаимодействия сверхъестественных сущностей;

- метафизическую, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции;

- позитивную, на которой человечество наконец-то приходит к объективным, научным объяснениям существу­ющих в природе закономерностей.

Позитивизм отождествил все существующее знание только с естественно-научным, тем самым не просто сузив сферу философского исследования, но уничтожив саму фи­лософию с ее мировоззренческими и смысложизненными вопросами. В парадигме позитивизма философия исчезает в качестве самостоятельной формы духовной активности человека. Позитивизм получил развитие в концепциях нео­позитивизма (Мо­рис Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др.) и постпозитивизма XX в., продемонстриро­вавших противоречивость и ограниченность его исходных установок.

Основная проблематика неопозитивизма гно­сеологическая. Л. Витгенштейн - один из наиболее известных пред­ставителей неопозитивизма - предложил рассматривать философию как лингвистический анализ языка. По его мнению, все философские проблемы имеют языковый ха­рактер. Большинство вопросов возникают из неправильно­го употребления языка. Псевдопроблемы могут быть пре­одолены, если использовать в философии и науке строгий язык, понятия которого однозначно определены. Л. Витген­штейн предлагает идею создания универсального фило­софского и научного языка. На эту роль предлагается язык формальной логики. В поздних работах Л. Витгенштейн вводит понятие языковых игр, под которыми он понимает языки, соответствующие различным видам деятельности человека. В теории языковых игр Л. Витгенштейн отказы­вается от идеи построения строгого формального языка философии и науки и предлагает рассматривать язык в ес­тественной среде его функционирования.

Неопозитивизм, иначе называемый логическим позити­визмом, развивает верификационистскую концепцию знания и предлагает процедуру опытного подтверждения в качестве критерия отграничения научного знания от ненаучного. В логическом позитивизме философия превращается в узко понимаемую методологию научного познания, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Неопозитивизм, бы­стро обнаружив слабость и противоречивость своих исход­ных установок, был преодолен в различных постпозитивист­ских концепциях.

Постпозитивизм отказался от поиска формально-логического критерия отграничения научного знания от ненаучного и частично реабилитировал филосо­фию в ее мировоззренческой функции. Представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд.

Науке, считает К. Поппер, надо отказаться от принципа верификации, т. е. подтверждения истины чувственными, наблюдаемыми фактами. Будущее за принципом фальсификации, который философ называл «принципом опровержения неистинности», позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим. Суть его состоит в следующем: 1) если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; 2) лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность; 3) важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

Принцип фальсификации не просто антиверификационный принцип. Он не является способом проверки истинности знания на эмпирическом уровне. С его помощью К. Поппер стремится решить проблему критического пересмотра содержания научного знания. Он постоянно подчеркивает, что наука - это динамический процесс, сопровождающийся сменой теорий, которые взаимодействуют, но не «добавляют» друг друга.

Другим представителем постпозитивизма, одной из его школ - философии науки - является американский философ и историк науки Томас Кун (р. 1922). Огромную известность ему принесла книга «Структура научных революций». В этой книге Кун изложил свою концепцию философии науки. По его мнению, история науки - это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм. Под парадигмой Кун понимает модели теоретического мышления, приверженные различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки.

Обращение к парадигмальному характеру развития науки связано у Т. Куна с принципом фальсификации К. Поппера, т.е. с идеей утверждения в науке новых идей, а не поглощения старого новым.

Господство парадигмы - это период «нормальной науки», который всегда заканчивается «взрывом парадигмы изнутри». «Расшатывание» парадигмы начинается с появления проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми. Именно с этого начинается кризис науки. Решение этого противоречия возможно, по Куну, лишь посредством революции в науке, которая сопровождается сменой парадигм.

Таким образом, в постпозитивизме постепенно вырабатывается новый образ науки, соответствующий реа­лиям современной культуры.