Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
Позитивизм - философское направление, сложившееся в 40-е годы XIX в., основоположником которого является Огюст Конт. Классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. По мнению О. Конта, прежняя философия представляет собой метафизику, т. е. спекулятивное и необъективное знание о несуществующих вещах. Позитивная философия должна стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. Никаких философских законов в мире нет.
По мнению О. Конта, философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин - совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Наука сама себе философия, - таков основной тезис позитивизма. Любые науки, в том числе об обществе и человеке, должны строиться по образцу естествознания, поскольку именно естественные науки являются источником объективного знания о мире. Историю человеческого духа О. Конт делит на три стадии:
- теологическую, на которой человек объясняет мир с помощью взаимодействия сверхъестественных сущностей;
- метафизическую, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции;
- позитивную, на которой человечество наконец-то приходит к объективным, научным объяснениям существующих в природе закономерностей.
Позитивизм отождествил все существующее знание только с естественно-научным, тем самым не просто сузив сферу философского исследования, но уничтожив саму философию с ее мировоззренческими и смысложизненными вопросами. В парадигме позитивизма философия исчезает в качестве самостоятельной формы духовной активности человека. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма (Морис Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др.) и постпозитивизма XX в., продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок.
Основная проблематика неопозитивизма гносеологическая. Л. Витгенштейн - один из наиболее известных представителей неопозитивизма - предложил рассматривать философию как лингвистический анализ языка. По его мнению, все философские проблемы имеют языковый характер. Большинство вопросов возникают из неправильного употребления языка. Псевдопроблемы могут быть преодолены, если использовать в философии и науке строгий язык, понятия которого однозначно определены. Л. Витгенштейн предлагает идею создания универсального философского и научного языка. На эту роль предлагается язык формальной логики. В поздних работах Л. Витгенштейн вводит понятие языковых игр, под которыми он понимает языки, соответствующие различным видам деятельности человека. В теории языковых игр Л. Витгенштейн отказывается от идеи построения строгого формального языка философии и науки и предлагает рассматривать язык в естественной среде его функционирования.
Неопозитивизм, иначе называемый логическим позитивизмом, развивает верификационистскую концепцию знания и предлагает процедуру опытного подтверждения в качестве критерия отграничения научного знания от ненаучного. В логическом позитивизме философия превращается в узко понимаемую методологию научного познания, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Неопозитивизм, быстро обнаружив слабость и противоречивость своих исходных установок, был преодолен в различных постпозитивистских концепциях.
Постпозитивизм отказался от поиска формально-логического критерия отграничения научного знания от ненаучного и частично реабилитировал философию в ее мировоззренческой функции. Представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд.
Науке, считает К. Поппер, надо отказаться от принципа верификации, т. е. подтверждения истины чувственными, наблюдаемыми фактами. Будущее за принципом фальсификации, который философ называл «принципом опровержения неистинности», позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим. Суть его состоит в следующем: 1) если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; 2) лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность; 3) важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).
Принцип фальсификации не просто антиверификационный принцип. Он не является способом проверки истинности знания на эмпирическом уровне. С его помощью К. Поппер стремится решить проблему критического пересмотра содержания научного знания. Он постоянно подчеркивает, что наука - это динамический процесс, сопровождающийся сменой теорий, которые взаимодействуют, но не «добавляют» друг друга.
Другим представителем постпозитивизма, одной из его школ - философии науки - является американский философ и историк науки Томас Кун (р. 1922). Огромную известность ему принесла книга «Структура научных революций». В этой книге Кун изложил свою концепцию философии науки. По его мнению, история науки - это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм. Под парадигмой Кун понимает модели теоретического мышления, приверженные различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки.
Обращение к парадигмальному характеру развития науки связано у Т. Куна с принципом фальсификации К. Поппера, т.е. с идеей утверждения в науке новых идей, а не поглощения старого новым.
Господство парадигмы - это период «нормальной науки», который всегда заканчивается «взрывом парадигмы изнутри». «Расшатывание» парадигмы начинается с появления проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми. Именно с этого начинается кризис науки. Решение этого противоречия возможно, по Куну, лишь посредством революции в науке, которая сопровождается сменой парадигм.
Таким образом, в постпозитивизме постепенно вырабатывается новый образ науки, соответствующий реалиям современной культуры.
- Генезис философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Основной вопрос философии. Исторические формы идеализма и материализма.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Античная философия (общая характеристика).
- Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Притча о пещере. Мало-помалу этот миф превратился в символ метафизики, гносеологии и диалектики, а также этики и мистики: миф, который выражает всего Платона.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
- Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепция.
- Философские учения эпохи Возрождения.
- Эмпиризм в новоевропейской философии 17 – 18 века (ф. Бекон).
- Рационализм в новоевропейской философии 17 – 18 века (р. Декарт).
- Проблемы социальной философии в работах т. Гоббса, Дж. Локка, ж.-ж. Руссо.
- Философия и. Канта.
- Метод и система г. Гегеля.
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Философские воззрения к. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.
- Философия жизни: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
- Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
- Феноменология э. Гуссерля.
- Основы философской герменевтики.
- Психоаналитическая антропология з. Фрейда и неофрейдизм (э. Фромм).
- Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
- Русская философия 19 века: западники и славянофилы.
- Русская философия 20 века.
- Философская система в. С. Соловьева.
- Философия русского космизма: н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский.
- Вопрос о сущности техники в философии 20 века. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- Принципы и категории онтологии.
- Понятие материи в философии и науке.
- Философские концепции пространства и времени.
- Идея развития в философии.
- Исторические формы диалектики.
- Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.
- Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
- Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы рациональности.
- Формы и уровни познания. Научное и ненаучное познание.
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного познания.
- Методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и ее критериях в истории философии.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное бытие и общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в. И. Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- Проблема смысла жизни в философии.