9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
В казахской философии большое внимание уделяется изучению взаимосвязи человека и мира, природы и общества, смерти и бессмертия. Ее истоками являются обряды, обычаи и ритуалы, мифы, легенды, отражающие представления тюркских и тюрко-монгольских народов о мире.
Ч. Валиханов (1835-1865) – первый казахский ученый, философ-демократ, публицист, внес большой вклад в развитие политико-правового учения, которое значительно отличалось от всех существовавших до него и появившихся после него. В его учении о различных формах общественного сознания содержится много рациональных моментов, которые заслуживают пристального внимания современной науки. Согласно убеждению Ч. Валиханова, власть является функцией правительства, структура и содержание деятельности которого всецело определяется господствующими социальными силами. Правительство всюду олицетворяет государство. Не может быть государства без правительства, которое, и призвано претворять в жизнь государственную политику.
И. Алтынсарин – казахский просветитель, критически относился к религии, особенно к исламу, в той его форме, которая навязывалась казахскому народу «сверху». Однако его взгляды и отношение к религии носили противоречивый характер. Наряду с материалистическими воззрениями, у него были существенные отступления от материализма в сторону идеализма и религии. Алтынсарин всю свою жизнь посвятил народному просвещению. Он был убежден, что только светское образование широких масс может обеспечить экономическое и нравственное развитие народа. Он полагал, что такое образование может стать «рассадником материалистического взгляда на предметы окружающего мира». По его мнению, религиозные предрассудки вредят «народному развитию», тормозят общественный прогресс. Нетрудно заметить, что эти идеи казахского просветителя перекликаются с идеями лучших представителей прогрессивной мысли той эпохи. Он не ограничивается утверждением ставших к тому времени уже общеизвестными и широко распространенными среди передовых слоев общества истин о вредоносном характере религии, но и стремится вскрыть несостоятельность религиозного мировоззрения, противопоставить религии научные взгляды.
Абай Кунанбаев (1845-1904), великий поэт, писатель, общественный деятель, просветитель, основоположник современной казахской письменной литературы выступал за сближение с русской и европейской культурой на основе просвещенного, либерального ислама. Его творчество и жизнь - образец высокой духовности. К концу своей жизни он пришел к выводу, к которому приходят многие. Он замечает, когда человек обессилел и устал душой, то убеждается в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и бренности жизни. «Благим стремлением» самого Абая было научить человека быть человеком. Знаменитый призыв казахского мыслителя «Будь человеком!» широко известен и стал крылатым выражением. Абай выступал за утверждение в обществе таких гуманистических ценностей, как вера, любовь и разум, нравственность, совестливость, ответственность, уважение других, любовь к людям, стремление к знаниям. В этом нетрудно убедиться, если обратиться к его книге «Слова назидания». Здесь говорится, что духовность должна занимать достойное место в жизни человека: «…когда живая душа и отзывчивое сердце ведут человека по жизни, тогда и труд его осмыслен, и достаток уместен».
Абай утверждал, что с самого рождения жизнь ребенка определяется двумя побудительными мотивами. Первый — это потребности есть, пить и спать, без чего тело ребенка не сможет стать приютом души, не будет расти, и крепнуть, т.е. витальными потребностями. Второй — желание знать. Человек утверждает себя на земле, постигая тайны явлений природы или делая определенные предположения на этот счет. Это – социальный мотив. Обе потребности отличают его от животного, формируют его душу, свидетельствуют о разделении разума и воли. Другими словами, человек отличается от других живых существ наличием разума и свободой воли.
Абай был первым казахским поэтом, избравшим путь самопознания, главенствующими признаками которого являются гуманизм и просвещение. Человек, - писал он, - должен в этой космической «песчинке – на земле» найти свое место, найти себя и быть самим собой. Абай признает существование двух уровней истины: истина от «земли», и человек идет к ней через разум, истоки же «чистой истины» восходят ко Всевышнему.
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.