logo search
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;

Общая характеристика периода

XVII век, Новое время. В недрах феодализма развиваются товарно-денежные отношения и зачатки капитализма. Совершаются великие географические открытия, природу начинают рассматривать объект пользы. Сложилась механистическая картина мира, ученые начали искать в мире целесообразность и стали видеть в природе скрытые механизмы. Активизируется познавательная деятельность, развивается естествознание, опирающееся на экспериментальный метод и метод анализа. Этот период в философии получил название гносеоцентрического (гносис - знание). При этом господствовал метафизический способ мышления (природные явления и процессы рассматривались в отрыве друг от друга, НЕ диалектически).

Беркли – субъективный идеалист. Беркли полагал, что существование вторичных и первичных качеств предметов обусловлено нашим восприятием, сознанием. Например, величина предметов – это НЕ нечто объективное, а определяется тем, что предмет нам кажется то большим, то маленьким.

Так, качества предметов – это результат нашего опытного заключения, которое опирается на органы чувств. Отрицал существование абстрактных идей (например, материи), т.к. при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть никакой общей идеи. Если мы воспринимаем треугольник, то это конкретный треугольник, а не какой-то абстрактный, обладающий специфическими чертами.

Из этого рассуждения он приходил к отрицанию объективного существования вещей. Все вещи и предметы окружающего мира являются лишь восприятиями наших органов чувств и продолжают существовать, когда мы их не воспринимаем, в силу того, что их воспринимает другой человек. Если вещь оказалась не воспринятой никем, она существует в божественном восприятии. Бог не может ни исчезнуть, не перестать воспринимать, а, значит, не может исчезнуть мир.

Получается, что без субъекта нет объекта. «Мир есть комплекс моих ощущений», «быть – значит быть воспринимаемым».

Юм – субъективный идеалист

Провозгласил особо значимой разработку философской концепции человека, т.к. «все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе».

Я, или человеческая личность, представляет собой не духовную субстанцию, а связку различных восприятий. Впечатления сменяют друг друга очень быстро, и единообразное восприятие этих ощущений мы принимает за собственное Я.

Признавал существование лишь единичных (а не абстрактных) идей. Идеи – это отражение, слепки наших внутренних и внешних ощущений. Все в мире индивидуально: и вещи в природе, и идеи в уме.

Мы создаем в нашем уме образ особенного (конкретного) объекта, а в рассуждениях говорим о нем как об общем => не разум, а воображение играет ключевую роль в познании.

- Сформировал основные принципы агностицизма – философское учение, согласно которому истинность познания человеком окружающей действительности невозможна.