logo search
Filosofia / Filosofia

Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна полоцкая княжна, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. В истории философской мысли Беларуси выделяют следующие периоды: 1) начало XVI в. — развитие белорусской философии осуществлялось в контексте всей европейской культуры. Поэтому белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Возрождения, к таковым следует отнести: антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человека, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического его предназначения; идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека. Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, что индивидуальная свобода, историческое предназначение человека представлены идеей ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм трансформировал понимание свободы в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской идеями белорусского Возрождения, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей (С. Будный, Ф. Скорина); 2) вторая половина XVI в. — на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации. Поэтому белорусский гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, социальным движением, захватившим самые широкие слои общества и оказавшим значительное влияние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений Реформации был С. Будный. Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на развитие культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев, она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем, таких как природа духовной свободы, роль разума в познавательной деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию; 3) конец ХVI—ХVII вв. — философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко. Содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: ослабление и закат реформационно-гуманистического движения. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Гуманистические тенденции данного периода представлены К. Лыщинским и С. Полоцким. 4) ХVII — начало ХVIII в. этап идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов. Разрабатывались этические, эстетические и педагогические идеи. Развертывались дискуссии между представителями различных религий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш); 5) конец ХVIII — начало ХIХ в. — становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (Ю. Мицкевич, М. Почебут, Я. Снядецкий);  6) первая половина ХIХ в. — закат традиций эпохи Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Поэтому в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль того времени полна идеями поиска национальной идентификации; 7) середина ХIХ в. — осмысление идей национального возрождения в художественной литературе (Я. Барщевский, Ф. Богушевич, В. Дунин-Мартинкевич, А. Мицкевич, Я. Лучина, У. Сырокомля, Я. Чечот); 8) ХХ в. — эта традиция была продолжена М. Богдановичем, М. Горецким, Я. Купалой, Я. Коласом; 9) конец 20-х гг. XX в. — очередной период в развитии философской мысли Беларуси, когда ее эволюция протекала — в контексте советской философии. Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.