9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
Русская философия имеет ряд специфических признаков, которые исторически обусловлены. Ее становление шло через усвоение и критику западноевропейской «философии отвлеченных начал» (Вл.Соловьев). Противостояние русских мыслителей – писателей, публицистов, ученых, философов, рассудочному европейскому типу мышления вылилось в обоснование ими «принципов цельного духа» (И.Киреевский) и разработку «философии цельного знания».
Изначально - с допетровских времен, - когда философская мысль Руси еще не обрела официальный статус, а была растворена в религиозном мировоззрении, она уже была предельно социализирована, т.е. нацелена на развитие нравственного сознания и решение жизненно-практических задач. В силу этих и ряда других отличительных особенностей в среде русских мыслителей не встречаются «чистые» философы. Философская мысль здесь растворена в историософии, в литературе, поэзии, публицистике. Образно говоря, в России не только «поэт больше, чем поэт», но и философ – больше чем философ: и те и другие заняты «общим делом» и статус их универсален.
В Х1Х в. в России создается самобытная метафизика. Ее представители осмысливают исторический, религиозный и культурный опыт российского общества. Она представлена двумя направлениями – т.н. западники (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Кавелин, В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский) и славянофилы (А.Хомяков, К.Аксаков, Ю.Самарин) развернули дебаты о путях будущего развития России, ее роли и месте в мировом сообществе.
Славянофилы выступали за самобытный путь развития, критиковали Петра Первого за политику европеизации России и обосновали идеал общественного развития: православие, народность, самодержавие. Западники утверждали, что западный путь развития более прогрессивный, он ведет к созданию общечеловеческой цивилизации. Они недооценивали историческое и национальное своеобразие России и стремились «вписать» ее в рамки развития европейской культуры.
П.Я.Чаадаев (1794-1856) в работе «Философические письма» резко критикует российское прошлое и настоящее и стремится заложить основы христианской философии. Он убежден, что культурно-исторический процесс имеет сакральный характер, поскольку, несмотря на трагические противоречия, происходит созидание Царства Божьего. Иными словами, Чаадаев основывает свою историософию на концепции провиденциализма.
Н.Г.Чернышевский (1828-1889) испытал на себе влияние учений Л.Фейербаха, О.Конта. Его материалистические воззрения даны в работах «Эстетические отношения искусства к действительности» (1885), «Антропологический принцип в философии» (1860), «Характер человеческого знания» (1885). Этическая доктрина Чернышевского строится на разработанной им концепции «разумного эгоизма», согласно которой следует отдавать предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. Чернышевский считал, что эгоизм – природное свойство и разумный человек может использовать его с пользой для общего дела, во имя добра. Для рационально мыслящего человека самопожертвование личными интересами для достижения общественного благополучия является нормой
Социальные взгляды Чернышевского радикальны и утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, выступал за крестьянский социализм, призывал к крестьянской революции и принимал участие в ее подготовке. Был приговорен к гражданской казни и пожизненной ссылке.
Чернышевский обосновал концепцию демократического преобразования политической власти в России. Он был убежден, что существуют общие закономерности общественного развития, в рамках которых и у Европы, и у России огромные исторические перспективы. По его мнению, «сжимание» исторического времени обусловлено тем, что «у отставшего (общества) развитие общественного явления благодаря влиянию передового народа прямо с низшей степени перескакивает на высшую, минуя средние степени». В отличие от А. И. Герцена, опиравшегося на идею цикличности развития, идею «старых» и «молодых» народов, Н.Г. Чернышевский решает проблему, ссылаясь на законы диалектики и идею спиралевидности общественного развития. Он убежден, что прогрессивны те общественные формы и те объективные условия, которые способствуют умственному и нравственному развитию людей. Необходимым условием общественного прогресса является добровольная, свободная деятельность людей, когда каждый действует «по собственному убеждению».
Идеи славянофильства возрождаются Н.Я.Данилевским (1822-1885), который в книге «Россия и Европа» критикует европоцентризм, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на периоды древней, средней и новой истории. Сам же принцип рассмотрения истории с точки зрения «степени развития» различных форм социальной и культурной жизни признавался им вполне правомерным при условии, если он содействовал определению и изучению исторического многообразия типов развития. По Данилевскому, культурно-исторический тип развития образует всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собой, если они по своим духовным задаткам способны к историческому развитию и вышли уже из «младенчества».
Данилевский – автор теории культурно-исторических типов, замкнутых в себе и потому навсегда расколовших единство человечества. В ней обоснована идея, что национальная культура развивается имманентно (самостоятельно) и во взаимодействии с другими культурами. Но в то же время развитие национальной культуры должно происходить на собственной основе, не допуская сильного влияния со стороны другой культуры или же при творческой переработке ее достижений. По Данилевскому, при соблюдении этих условий возможно образование мощной культурной традиции, неповторимой по своей оригинальности.
Теория множественности и разнокачественности культур предполагает отказ от европоцентристской идеи культурно-исторического прогресса. Она исключает подмену одной культуры другой. Данилевский указывает на опасность навязывания людям так называемых «общечеловеческих ценностей», так как ценности всегда имеют конкретно-исторический характер. В своей теории он употребляют понятие общечеловеческих ценностей в значении ценностей западного общества.
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.