Общие итоги третьего периода
В общем плане для философии ХVIII в. характерен переход от метафизической проблематики к гносеологической: редко ставится вопрос о том, какова природа бытия, но чаще - как мы создаем наши о нем представления (хотя проблемы метафизики остаются - по крайней мере, на втором плане - у Дж. Беркли, Х. Вольфа и других мыслителей). Теологическая проблематика уступает место психологической: чаще ставятся вопросы не о природе Бога, а о том, что склоняет людей к вере в Бога (разумеется, проблемы теологии не исчезают полностью из поля зрения философов и споры о бессмертии души и атеизме продолжаются - в частности, в Англии). На второй план отходят чисто этические проблемы, уступая место вопросам, связанным с психологией чувств и стремлений: каковы первичные способности и влечения человека, на основе которых психическая "механика" последовательно формирует более сложные мыслительные конструкции и человеческую культуру в целом?
Философы Просвещения в ответах почти единодушны, ибо тогда не существовало больших разногласий в понимании человеческой природы: исходный пункт психической жизни - опыт; цель человеческой жизни - счастье (о врождённых идеях как основе психического развития и об идеалах - как его вершине упоминали крайне редко). Ни эмпиризм, ни гедонизм не подвергались большому сомнению, а споры шли по менее принципиальным частным проблемам. Однако некоторые, более глубокие, умы сомневаются в том, что для большинства мыслителей Просвещения было само собой разумеющимся. Для Д. Юма, а позднее и для И. Канта, проблемой, требующей исследования, оказывается опыт - эта безусловная и несомненная догма века Просвещения. Равно как и культура, ценность которой была безусловной для большинства просветителей, становится для Ж-Ж. Руссо проблематичной. Другими словами, постепенно под вопрос ставятся сами основания просветительской философии.
Если говорить более конкретно, новая установка философии ХVIII в. проявилась в следующем:
Минимализм. В ХVIII в. изменился не только стиль философствования, обусловленный популяризацией философии, но и сам тип философской деятельности: закончился период больших систем ХVII в. и даже выражение “система” приобрело нарицательное значение, поскольку от философии ожидали теперь не созидания, а критики, не универсального знания, а специализации. Появляются философы, специализирующиеся в гносеологии и теории морали, эстетике и психологии; универсальные космологические проблемы уступают место более узким, антропологическим. Эпоха философского максимализма ХVII в. сменяется господством минималистских подходов: претензии на проникновение в сущность природы отброшены и философия ограничивается исследованием явлений, удовлетворяясь частичным знанием;
Натурализм. Абстрактный способ мышления ХVII в. был вытеснен способом исключительно конкретного мышления, то есть признание получают только теории, оперирующие конкретными понятиями. В результате материализм взял верх над идеализмом в метафизике, эмпиризм - над априоризмом в теории познания, сенсуализм - над интеллектуализмом в психологии, анализ - над синтезом в методологии, эвдемонизм - над всеми остальными направлениями в этике. Общей основой всех (во многом отличных друг от друга) философских течений эпохи Просвещения стал натурализм: существуют только реальные вещи; любое идеальное бытие отрицается; все вещи и события в мире имеют одну природу, известную нам из естественнонаучных исследований;
Эмпиризм и рационализм. ХVII век был классическим веком рационализма, утверждавшего, что разум содержит в себе все знания и с помощью интуиции или дедукции находит необходимые истины. Век Просвещения впадает в другую крайность, противопоставляя рационализму эмпиризм, согласно которому знание приобретается только опытным путем. Правда, рационализм не был отброшен философией ХVIII в. полностью: не считая разум источником знания, просветители видели в нём критерий знания. Наш ум получает все представления (истинные и неистинные) с помощью опыта, а определять их истинность или ложность может только разум, а не противостоящие разуму откровение, чувство или привычка (опыт не противостоит разуму, он ему предшествует). Философия Просвещения рационалистична и в том смысле, что она стремилась рационально сформировать социум-наперекор вере, традициям и материальным потребностям. Рациональными должны стать жизнь индивидуумов и общества, экономика, политика и искусство, и в этом плане разум не только не противоположен опыту, а наоборот именно на опыт более всего опирается. Другими словами, рационализм ХVIII в. есть не что иное как генетический эмпиризм (если пользоваться терминологией философии ХIХ в.);
Релятивизм. ХVII век был убеждён в исходном единстве бытия; ХVIII век – в разнородности и многообразии вещей и людей, эпох и народов. Во вновь открытых странах европейские путешественники познакомились с первобытными и экзотическими культурами, отличными от их собственной культуры. Культурно-этнографический релятивизм распространился на все сферы духовности, не исключая и философию;
Критицизм. Век Просвещения по самой своей природе был враждебен догматизму и готов к критике признанных и закреплённых традицией убеждений. Большинство философов этого времени имело ввиду прежде всего критику понятий (Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм). И. Кант вполне обоснованно называл свою эпоху эпохой критики, которая именно у него обрела форму теории, известной как критицизм. Ж-Ж. Руссо говорил о необходимости выбора: быть человеком предрассудков или человеком парадоксов. Большинство мыслителей эпохи Просвещения не боялось парадоксов и хотя многие из их парадоксов вскоре стали предрассудками или трюизмами, некоторые концепции того времени и по сей день остаются парадоксальными: концепция материи Д. Беркли; теория субстанции и причинности Д. Юма; концепция культуры Ж-Ж. Руссо; трансцендентальная философия И. Канта.
Что касается понятийного аппарата философии ХVIII в., то он формировался параллельно развитию ее проблематики: старые понятийные дистинкции в области логики и метафизики были не только достаточны, но даже превышали потребности просветительской философии и часть из них либо отмирала, уступая место психологическим понятиям, либо получала психологическое значение. Происходит это на фоне отказа от латыни и формирования философской терминологии на национальных языках. Растёт число терминов, обозначающих уже не вещи, а идеи о вещах и концепции: термины “материализм”, ”атомизм”, ”механицизм” введены Р. Бойлем; термин ”дуализм” предложен П. Бейлем; термин ”монизм” - Х. Вольфом; термин ”гилозоизм” - Кэдворсом; термин ”пантеизм” - Д. Толандом; понятия ”деизм” и ”теизм”, возникшие в ХVI в., имеют хождение в Англии на рубеже ХVII-ХVIII в.в. и затем возрождаются И. Кантом; термин ”рационализм” возникает в Англии для названия религиозных сект, не признающих откровения; термин ”оптимизм” возник в связи с теодицеей Г. Лейбница; термин ”онтология” введен картезианцами, ”телеология” - Х. Вольфом, ”биология” - Ламарком, ”эстетика” - учеником Вольфа Баумгартеном. В целом для философии ХVIII века с её популяризаторскими тенденциями характерно упрощение и её понятийного аппарата, чему в значительной мере способствовала замена латыни как международного языка философии национальными языками.
- Введение
- Раздел 1. Подготовительный период (эпоха возрождения,XV-xvIвв.) Философы подготовительного периода
- Лекция 1. Человек и природа в философии Возрождения. План
- Лекция 2. Фрэнсис бэкон. Культура как "вторая природа" план
- Раздел II. Первый период метафизических систем (хvii век) Философы первого метафизического периода
- Лекция 3. Философия и наука. Г. Галилей и и. Ньютон план
- Лекция 4-5. Рене декарт и картезианство. План
- I. Метафизика.
- II. Теория познания и психология.
- III. Картезианская школа.
- Лекция 6. Томас гоббс и бенедикт спиноза план
- Взгляды т. Гоббса
- Лекция 7. Готфрид лейбниц план.
- Раздел III. Период просвещения и критики (хviii век). Философы периода Просвещения и критики
- Лекция 8. Джон локк. План
- Лекция 9. Джордж беркли и давид юм. План
- Лекция 10. Философия просвещения во франции. План
- Философия культуры ж-ж. Руссо.
- Лекция 11. Критическая философия и. Канта план
- Общие итоги третьего периода
- Раздел IV. Второй период метафизических систем
- Объективный идеализм шеллинга
- Диаликтический идеализм гегеля
- Лекция 14. А. Шопенгауэр и и. Гербарт план
- Лекция 15. Французский спиритуализм и английский радикализм
- Литература
- Раздел I. Подготовительный период (эпоха Возрождения, XV-xvIвв.)