Христианство
Первые два века христианство мирно распространялось по Империи. Впоследствии возникло движение апологетов, т. е. защитников христианства. Римляне признавали толь ко национальные или политеистические религии, христианство же стало принимать меж национальный характер; к тому же христиане не признавали богом императора, поэтому подвергались гонениям. В начале III века оно получает официальный статус, а в конце того же века становится государственной религией Римской империи. Это время — расцвет патристики, философии «отцов церкви»; так как Западная Римская империя переживала кризис, центр развития сместился на Восток, в Константинополь, Александрию и Антиохию. Наиболее видные христианские мыслители:
—Иустин Философ;
—Василий Неокесарийский;
—Иоанн Златоуст (Хризостом);
—Афанасий Александрийский;
—Григорий Нисский;
—Августин Аврелий;
—Иоанн Дамаскин.
В 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее принят Символ веры — краткое описание того, во что верят христиане:
1. Вэ’рую во e=ди’наго бг~а қ=ц~а‘, вседержи’теля, творца‘ нб~у и= земли‘, ви^димымъ же всҚмъ, и= неви^димымъ.— Бог в христианском понимании существо абсолютное и совершенное и является источником всякой реальности. Бог и только Бог есть нетварная реальность, всё остальное создано Богом. Бог обладает совершенным разумом и абсолютной волей, Бог есть Личность, обладающая самостоятельностью Своих решений. Бог любит Своё творение, заботится о нём, потому что у него есть смысл. Мир устроен рационально и разумно, законы природы универсальны, Бог — Пантократор, и нет никого сильнее Него. Существует так же и мир ангелов,
с котором связано понятие зла (павшие ангелы).
2.ҫ во e=ди’наго гдҗа Џи~са хрҗта‘, сн~а бж~iя, e=диноро’днаго, иӕже ї қ=ц~а‘ рожде’ннаго пре’жде всэ’хъ вҚкъ: свэ’та ї свэ’та, бг~а иӕстинна ї бг~а иӕстинна, рожде’нна, не сотворе’нна, e=диносЉщна қ=ц~Ҷ, иӕмже вся^ бы’ша. — Иисус Христос — это Бог, который стал человеком 2000 лет назад и с тех пор имеет двойную природу, Бога и человека. Бог воспринимается как личность: «В античности человек несчастен, потому что считал, что есть кто-то выше богов, к которому они не могут обратиться», христианство утверждает, что человек обладает волей, не зависит от звезд и прочего, мир открыт и прозрачен человеку. Такие учения, как астрология, не приемлемы в христианстве как противоречивые. Судьбы в христианстве нет как рока, есть только суд Божий, который зависит от поступков самого человека.
- Досократики
- Милетская школа
- Пифагорейская школа
- Эмпедокл
- Демокрит
- Классическая античная философия
- Сократ
- Аристотель
- Христианство
- Гностицизм
- Философия Нового времени
- Фрэнсис Бэкон
- Рене Декарт
- Бенедикт Спиноза
- Английский эмпиризм
- Джон Локк
- Дэвид Юм
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Немецкий идеализм
- Иммануил Кант
- Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
- Неклассическая философия XIX века
- Первый позитивизм
- Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
- Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Экзистенциализм
- Николай Александрович Бердяев
- Альбер Камю
- Логический позитивизм (неопозитивизм)
- Пьер Морис Мари Дюгем
- Аналитическая философия
- Бертран Артур Уильям Рассел
- Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
- Постпозитивизм
- Карл Раймунд Поппер
- Постмодернизм
- Актуальные проблемы философии
- Западничество
- Пётр Яковлевич Чаадаев
- Славянофильство
- Иван Васильевич Киреевский
- Константин Сергеевич Аксаков
- Религиозная философия XIX века
- Фёдор Михайлович Достоевский
- Владимир Сергеевич Соловьёв
- Философия XX века
- Николай Александрович Бердяев
- Семён Людвигович Франк
- Экзаменационные программы
- Четвёртый курс