logo search
Философия

24. Философские подходы в решении проблемы возникновения и функционирования общества.

Общество представляет собой сложную саморазвивающуюся систему — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которая включает в себя четыре основные сферы жизни людей:

- экономическую — сферу отношений людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления;

- социальную сферу, которая представляет собой взаимосвязи социальных групп, слоев и общностей;

- политическую - сферу взаимодействия отдельных людей и социальных групп по вопросу государственной власти;

- духовную сферу, включающую в себя религиозные, нравственные, правовые и другие идеи, соответствующие им отношения и организации.

Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Наиболее популярными являются три гипотезы происхождения общества, а следовательно, и человека:

- божественная, сторонники которой считают, что «Бог создал человека» и дал ему весь материальный мир и нравственный закон; » космическая, по которой «инопланетяне создали людей» и манипулируют человечеством в своих лабораторных целях;

- естественная, согласно которой «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей. Этой позиции придерживается сегодня большинство ученых.

В решении проблемы развития общества можно выделить натуралистический, материалистический, идеалистический и плюралистический подходы.

Натуралистический подход состоит в том, что развитие общества целиком и полностью определяется природными факторами (климатом, плодородием почв, богатством ресурсов и т.д.). Его сторонники - Ш. Монтескье, Л. Мечников и др.

Идеалистический подход основан на признании первичности идей (религиозных, нравственных, правовых и др.) по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Сторонниками этого подхода были, в частности, немецкие философы-классики И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Материалистический подход к пониманию общественного развития был сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они исходили из того, что люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности (есть, пить, одеваться, иметь жилище). Поэтому материально-производственные отношения определяют все другие отношения в обществе.

И, наконец, сторонники плюралистического подхода, который получил сегодня большое распространение, полагают, что в основе развития общества лежит не один (материальный или духовный), а множество факторов. Например, природные условия, технико-технологический базис, этнические особенности, культура, религия и т.д.

Все многообразие обществ, существовавших в прошлом и сейчас, ученые разделили на определенные типы. Несколько типов образуют типологию.

Одной из самых разработанных и известных в социальной философии является типология К. Маркса (формационный подход)

Формационный подход предполагает признание следующих положений:

История общества есть закономерный процесс, который носит всемирно-исторический характер. Решающая роль в жизни общества принадлежит материальному производству и экономическим факторам. Для гармоничного развития общества необходимо соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Переход от одной формации к другой является неизбежным и происходит в результате социальной революции. Сегодня все более утверждается цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

В настоящее время доминирующим становится представление о цивилизации как о локальной социокультурной системе. Цивилизация- - это целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах.

Современная наука об обществе - обществознание - использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель, одним из авторов которой является социолог Д. Белл, выделивший во всемирной истории три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

В вопросе о направленности истории в науке сложилось два варианта его решения: пессимистический и оптимистический.

Согласно первому, общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Одним из первых эту точку зрения выразил древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.).

Идея регресса нашла свое отражение во многих религиях, а таюке в трудах таких известных философов, как Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Поппера. Последний писал, что прогресс — это движение к какой-либо цели и он возможен только для отдельного человека, но не для истории.

Оптимистический вариант общественного процесса состоит в признании того, что в истории господствует прогресс — тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулирована французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под влиянием совершенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс.