logo search
Филос / Лекц комплекс

Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.

Политическая философия Н. Макиавелли.

Философия и научная революция XVI-XVII вв. Рациоцентрический тип философствования. Характерные черты новоевропейской философии.

Метафизическая онтология: проблема субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Проблема методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм (Фр. Бэкон, Декарт, Спиноза, Локк, Беркли, Д. Юм). Философия Б. Паскаля. Учение Т. Гоббса.

Просветительская философия в Европе XVIII в.: философия истории, философия культуры, философская антропология, философия политики и права (Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо, Гердер и др.).

Она представляет собой уникальный феномен западноевропейской культуры и ее можно разделить на три периода:

- 1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): середина XIV – начало XV в.

- 2-й период (неоплатонический): середина XV - начало XVI в.

- 3-й период (натурфилософский): конец XVI – начало XVII в.

Несмотря на то, что философия эпохи Возрождения возникает как оппозиция схоластическому мировоззрению, ее по образному выражению голландского культуролога И. Хейзинги называют «осенью средневековья». Тем не менее, она имела антицерковную (антиклерикальную), антисхоластическую направленность. Эта философия обращена к человеку как высшей ценности, на развитие индивидуальности личности, ее физического и духовного потенциала. Это свидетельствует о том, что определяющей тенденцией развития идеологии и культуры Возрождения является переход от теоцентрического к антропоцентрическому видению мира. Презрение к земному естеству сменяется признанием творческих способностей человека, его разума и стремлению к земному счастью. В основе этого перехода лежат определенные социально-экономические и культурно-исторические условия.

Ренессанс, или иначе – эпоха Возрождения, можно определить как общеевропейский процесс идейного и культурного развития в канун ранних буржуазных революций XIII-ХV вв. Ренессанс возникает не повсеместно, а вначале в наиболее развитых в экономическом, политическом и культурном отношении странах, и в первую очередь, в Италии. Неоднородность исторического времени в эпоху Возрождения обусловлена не только перечисленными факторами, но и тем, что Италия являлась преемницей античной культуры.

Для эпохи Возрождения характерна секуляризация во всех сферах общественной жизни – в политике, искусстве, науке, философии. Религия отступает на второй план, общество преобразуется на основе светского устройства жизни, светского образования. Другими словами, отличительной чертой этого периода становления общества являются антропоцентризм и гуманизм, неразрывно связанные между собой. Гуманизм эпохи Возрождения – это, прежде всего, стремление к человечности, утверждение «земной божественности» человека, его веры в свои силы и создание условий для достойной жизни.

Выдающийся деятель итальянского Возрождения Баттист Альберти наполняет это понятие активным отношением к миру: «В праздности мы становимся слабыми и ничтожными, а искусство жить постигается в деяниях». Иными словами, величие разума, ума и таланта человека дается ему природой для деятельного мироотношения, а сократовское «искусство жить» наполняется новым содержанием.

Антропоцентризм эпохи Возрождения проявлялся в том, что человек соотносится и с богом и с природой, которая достойна восхищения и у которой человек отныне не только учится, но может и должен ее улучшать. Он творец, мастер. Это новый человек: универсал и творец самого себя, а не только преобразователь природы: Демиург, сотворец бога. Мыслители этой эпохи не были атеистами, но на первом месте для них были дела земные.

Данте Алигьери (1265-1321) считается предтечей философии эпохи Возрождения. В ряде своих произведений, как «Божественная комедия», «Новая жизнь», «Пир», «Монархия» он рассматривал божественное и человеческие начала как взаимодополняющие, в единстве. В них также выдвигаются идеи, что человек ответственен за свое счастье, благо, достижение которых всецело зависит от его личностных качеств, в частности, разума. Для него проводником человека по чистилищу и раю служит не религиозный иерарх, а античный мудрец, оратор и поэт Вергилий, который лучше всех знает, что творится в земном и неземном мире. Персонажами «Божественной комедии» являются также Сигер Брабантский, Фома Аквинский, Демокрит, Сократ, Платон. Картина мира в его произведении хотя и предстает как чисто католическая, но сама иерархия небес выстроена в духе неоплатонизма.

Как известно, неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие (Плотин). Предложение новой картины мира, в которой уменьшалась роль Бога, и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру) идей. Природа человека рассматривается в качестве самостоятельного микрокосма. Ряд постулатов прежней философии переосмысливается и предпринимается попытка создания целостной мировой философской системы, охватывающей предшествующие философские направления. Были развиты идеи Платона о том, что философия является надежным знанием о человеке, мире и боге, мир зависит от бога, но не был сотворен им во времени, ибо существует вечно, потому идея творения всего сущего из ничего и свободная воля творца не имеют смысла. Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, т.е. божественен. Человек тоже является божественным, если он сумеет реализовать себя в отношении к природе, миру.

Опираясь на положения неоплатонизма, Данте Алигьери не разделяет божественный мир и земную природу, так как природа божественна, как и человек. Будучи причастен к земной и небесной природе, человек путем философских рассуждений, познаваемых разумом, получает земное блаженство, а духовные наставления, сообразующиеся с учением Святого Духа, - небесное блаженство. Философия нужна для устроения земной жизни и управления государством, а Церковь – для ведения людей в Царство Небесное. Монарх должен быть независим от церкви, а смысл жизни человека заключается не аскетизме, а в совершенствовании земных условий жизни.

Родоначальником гуманистического направления в философии Возрождения является Франческо Петрарка (1304-1374). Этот философ и поэт в трактате «О собственном незнании и незнании других» подвергает критике схоластическое понимание вечности, двойственности истины, культа авторитета, т.е. схоластическую ученость как совершенно бесполезную для людей. Критикуя схоластиков, он оговаривается, что выступает не против Аристотеля, а не приемлет извращения его взглядов аристотеликами. Исходя из необходимости изучения трудов самого Аристотеля, Платона и всей античной культуры, Франческо. Петрарка полагает, что содержанием философии должны стать науки о человеке и тем самым закладывает основы личностного самосознания. От него идет платоническая линия в возрожденческой философии, а, критикуя средневековые универсалии, он обращается к индивидуальному и конкретному, деятельности человека. По его мнению, надо изучать не Бога, а самого человека во всем многообразии его чувств. Работу «Моя тайна» («О презрении к миру») он пишет в форме беседы Августина, Франциска и Истины. Смысл диалога действующих лиц произведения сводится к анализу смысла жизни и цельности человеческого бытия в рамках христианской веры и миросозерцания. Вводя впервые в философию термин «гуманизм», Петрарка указывает на необходимость поворота истинного христианства к человеколюбию.

Лоренцо Валла (1407-1457)– основатель метода сравнительного анализа отвергал схоластическую логику и на ее место поставил риторизм Цицерона. В произведении «О наслаждении», возрождая эпикурейское мировоззрение, он говорит об ответственности человека, естественным является все то, что отвечает его природе. Правда, эпикуреизм он рассматривает как предпочтение наслаждения всем остальным человеческим ценностям. Наслаждение является истинным благом, потому люди стремятся попасть не в ад, а в рай, где их ждет вечное наслаждение. Добродетель им понимается как полезность, а критерием выступает наслаждение.

В своих трактатах «О свободе воли», «О монашеском обете», «Сопоставление Нового Завета», «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» Лоренцо Валла выступает против светской власти римских пап, разоблачает пороки служителей церкви, нравственную развращенность монашества. В книге «О красотах латинского языка» он выступает против введения сторонниками Иоанна Дунса Скота понятий «чтойность», «бытийность», «этовость» и т.п., которые уродуют живой латинский язык. Обращаясь к спорам об универсалиях, он приходит к выводу, что реалистическое философствование, как и номиналистическое не может быть истинным, так как не соответствуют нормальному человеческому языку, а общие понятия схоластов являются выдумкой псевдоученых.

Гуманистическую мысль второй половины XV века обогащает идеей достоинства личности Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494. Великий гуманист утверждает, что Бог не создал человека по своему образу и подобию, а только предоставил ему возможность быть самим собой. Достоинство человека заключается в его свободе, а потому он может стать, кем пожелает, т.е. обожествляет человека. В противовес христианскому вероучению он утверждает, что на первый план должен быть выдвинут человек, а затем уже можно говорить о Боге. Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд, а она складывается под воздействием его жизнедеятельности. Начало XVI века было ознаменовано крупнейшим кризисом римско-католической церкви, апогеем которой явилось продажа грамот, свидетельствующих об отпущении грехов, а потому «95 тезисов против индульгенций» Мартина Лютера, вывешенных в 1517 году на дверях церкви в Виттенберге, вызвали огромный резонанс. Эти тезисы богослова Мартина Лютера (1483-15460) стали началом мощного стимула для выступлений против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации.

Как известно, Реформация - это критика монопольного положения католической церкви и ее учения в политической, идеологической системе Европы. В XVI веке реформаторское движение достигло апогея своего развития, и был осуществлен переход к протестантизму. Выступая против привилегий католических иерархов и образа мыслей римских богословов, Мартин Лютер отстаивает мысль о том, что у человека перед Богом нет ни достоинства, ни воли. Человек может спастись только тогда, когда он осознает, что не может быть творцом своей судьбы, поскольку единственным и достаточным условием спасения является вера. Основной смысл его тезисов состоит в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, потому нет необходимости в особых поступках, которые были оторваны от земной жизни и преследовали только цели спасения. Новая идеология предписывает верующему добросовестно исполнять свое земное предназначение, а не бежать как монахи от мира. Всякое дело, если оно приносить пользу есть дело святое. Такая деятельность, если она приносить прибыль, если совершается без ростовщических процентов, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства есть дело богоугодное. Эти нравственные нормы и ценности оказали существенное влияние на формирование протестантской трудовой этики и определили дух западного капитализма и вызвали разложение натурального хозяйства.

Он выступал против церкви как единственного посредника между богом и человеком, органа выдачей отпущения грехов. Для него церковь лишь сообщество людей, на которых снизошла божья милость, а освобождение от грехов находится в руках каждого человека. Каждый человек отягощен чувством вины и греха, потому он должен сам стоять перед богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения не зависит от таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, а достигается чистой верой, являющейся божьим даром, в Писание, как оно есть в Евангелие.

Философия Нового времени охватывает период XVI - XVIII веков. Это - время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626 гг.) - основатель эмпирического (опытного) направления в философии. Девиз Ф. Бэкона: «Знание – сила». В проекте «Великое восстановление наук», трактате «Новый Органон» суть своей философской идеи он сводит к тому, что в основе познания лежит исключительно опыт. Его критическое отношение к предшествующей философской традиции - античной и средневековой выражается в неприятии философии как созерцания. Представляя философию как науку о реальном мире, в проекте великого восстановления наук он пытается максимально сблизить философию и конкретно-научного знания. Предметом философии является постигаемая чувствами материальная реальность. Чувственное познание вместе с опытом и экспериментом является исходным пунктом нового индуктивного метода. Смысл этого метода заключается в выведение общих положений с помощью абстракций из единичных явлений. Однако при применении этого метода имеют место причины, которые препятствуют человеку в получении истинного знания. В качестве таковых выступают т.н. призраки» («идолы») и их разновидности: «призраки рода»; «призраки пещеры»; «призраки рынка»; «призраки театра».

Основание классификации - свойства человеческого ума: память; воображение; рассудок. Памяти соответствуют исторические науки, воображению - поэзия, рассудку - философия. Философия - наука о Боге, природе, человеке. Каждый из трех элементов философии человек познает по-разному: природу - непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта; Бога - через природу; себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя).

Декарт Рене (1596-1650 гг.) - основоположник рационализма, то есть идеи, согласно которой основой бытия и познания является разум. Обоснование идеи ведущей роли разума в познании дано в работах «Размышления о первой философии», «Началах философии», «Правила для руководства ума».

Философствование надо начинать не с авторитета церкви, а из постулата определенности мышления, т.е. мысль должна начинать с самой себя. Ясность идей - врожденное качество человека. Отсюда его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую», потому философия отвергает все определения. Из этого следует, что во всем надо сомневаться. Только сомневаясь, можно обрести истинное начало философии.

Из понятия первичной достоверности вытекает ряд существенных характеристик субстанции, в частности, что материальные вещи и духовные явления существуют независимо друг от друга, т.е. мир имеет два начала. Метафизика Декарта – это дуализм субстанций. Основным методом получения истинных фактов является рациональная дедукция, сравнение знания с фактами

В области психологии выдвигает идею условного рефлекса, основоположник аналитической геометрии.

Томас Гоббс (1588-1679) разделяет сенсуализм Ф.Бэкона и рационализм Декарта. В своих рассуждениях о первой философии он признает первичность материи, акциденциями (свойствами) которой выступают движение, покой, цвет и др. Социально-политические воззрения содержатся в работах «О гражданине», «Левиафан». Во взглядах на общественное устройство и государство он исходит из т.н. «естественного состояния людей», которое имеет склонность вредить себе, тщеславию и т.п. В сочинении «О человеке» развивается идея, что человек человеку - волк, такова его природа. Это состояние людей характеризуется правом всех на все, т.е. войной всех против всех, в которой не может быть заведомо победителей. Выход из этой ситуации в образовании общества, а также в передаче общественной власти в руки одному или нескольким людям, опирающегося на отречении права владеть самим собой. Передавая им свои права, ты должен признать их действия своими, осознать себя причастным к общности, государству. Заключение между людьми общественного договора позволит им выйти из естественного состояния всеобщей войны. Способствовать этому должно государство как новая форма взаимного общения людей.

Государство должно поставить на место законов природы в отношениях между людьми законы общества, которые должны ограничить их естественные права гражданским правом. Рассматривая вопрос о происхождении государства, Т. Гоббс отмечает, что это «великий Левиафан» или смертный бог, который появляется в результате взаимного договора между собой множества людей «для их мира и общей защиты». По его мнению, необходимо безоговорочно подчиняться государственным законам, государственной власти, независимо от того, какова форма этой власти - абсолютизм (монархия), аристократия или демократия. В целом он - сторонник единого, централизованного государства как гаранта сохранения основных прав человека: права на жизнь, собственность и свободу. Свобода и необходимость совместимы, более того, они предполагают друг друга, ибо такова божья воля. Рассуждая о свободе, он подчеркивает, что речь может идти лишь о естественной (богом освященной) свободе. Под свободой же он подразумевает отсутствие внешних препятствий.

Джон Локк (1632-1704) в работе «Опыт о человеческом разуме» рассматривает способности человеческого познания. Он отрицает существование «врожденных идей, принципов», так как человеческая душа является чистым листом бумаги. Для него опыт выступает как воздействие предметов окружающего мира на человека, а потому ощущение является для него основой познания. Выделяя внутренний и внешний опыт, он различает чувственные идеи и возникшие рефлексии. Эти идеи он называет простыми, а общие идеи возникают в процессе размышления, которые являются не сущностью души, а всего лишь ее свойством, а потому факт мышления Декарта не может быть исходной достоверностью. Дж. Локк также выделяет первичные и вторичные качества, относятся к идеям, полученным посредством внешнего опыта. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на органы чувств человека внешних предметов, к ним можно причислить пространственные свойства, массу, движение и т.д. т. Идеи вторичных качеств связаны со спецификой органов чувств человека, это вкус, запах, цвет и т.д. Различение этих качества им проецируются на проблемы универсалий, достоверности познания, выделения в нем бесспорных и правдоподобных ступеней.

В 1690 г. Дж. Локк создает идейно-политическую доктрину либерализма в своем основном труде «Два трактата об управлении». В Англии - праматери современной демократии - лишь после «Славной революции» удалось установить конституционную монархию с Парламентом, игравшим роль главного законодательного органа страны.

Его утверждение, что любое законное правительство зиждется на «согласии управляемых», способствовало развитию демократических институтов. Это - подступы к решению проблемы легитимности власти. В этой работе он рассматривает естественное состояние общества как состояние свободы и равенства. Свободу человека может ограничить только естественный закон, согласно которому никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе или имуществе. Дж. Локк решительно выступает за разделение исполнительной и законодательной власти, договор между правителем и подданными, который возникает на основе уважения естественного закона, естественного права. Выдвигая в качестве основных (но не исчерпывающих весь комплекс) прав три - право на жизнь, собственность и свободу, идея всеобщего участия граждан в принятии общественно важных решений как отражающих веяние времени, Дж. Локк подчеркивал, что они находятся в диалектической взаимосвязи, каждое вытекает из другого и имеет смысл лишь при условии соблюдения остальных.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) в основу своей философской системы в «Этике» положил тезис о единой субстанции (Боге), атрибутами которой являются мышление и природа, а модусами – конечные предметы. Связь между атрибутами и модусами можно рассматривать как связь между природой творящей и природой сотворенной. Явления этих двух природы связаны причинно-следственными связями, а потому мир жестко детерминирован. Их познание имеет три ступени:

- знание на основе чувственного восприятия, которое недоказуемо и недостоверно;

- рассуждения разума, истины которого требуют доказательств;

- истины (содержание дефиниций и аксиом), непосредственно достигаемые разумом, независимые от опыта.

Понимание субстанции, в которой сливаются необходимость и свобода, связано с этической проблематикой. Бог свободен в своих свершениях, исходя из своей собственной необходимости. В природе царит необходимость, а в человеке степень его свободы определяется степенью разумного познания. Его поведение зависит от инстинкта самосохранения и вытекающих из него аффектов, радость, печаль и влечение. По мере освобождения от них, он становится свободным. Свобода есть познанная необходимость.

Социально-политические воззрения содержатся в «Теологическо-политическом трактате», в котором он объясняет естественное состояние общества господством законов природы, а не разума. Исходя из такого понимания состояния общества, Б.Спиноза полагает, что государство возникает для обеспечения безопасности и взаимопомощи людей. Среди основных форм государства он предпочитает демократию, а не монархию и аристократию. Ее преимущество состоит в том, что все люди имеют возможность принимать участие в управлении государством.

Готфрид Лейбниц (1646-1716) является одним из основателей дифференциального и интегрального исчислений. Основой его философии является учение о монадах (или о множественности субстанций). Рассматривая монаду как простую, неделимую субстанцию, он выделяет четыре класса: «голые монады»; монады животных (духи); монады человека (души); высшая монада – Бог. По степени развития различает три вида. Монады нижайшей степени имеют пассивную способность ощущения (перцепцию), они дают некие неясные представления. Монады высшей степени обладают ощущение и имеют более ясные представления. Монады наибольшей степени развития наделены сознанием. Монады имеют потенциальную возможность развития. Причинами их развития являются действующие и целевые причины, а потому единство материи и движения неразрывно взаимосвязаны.

В теории познания он критикует учение о врожденных идеях. Он полагает, что разум человека лишь обладает врожденными принципами, которые могут развиться до идей или понятий. Г.Лейбниц разделяет тезис сенсуалистов «ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства», дополняя его положением – «кроме самого разума». Чувственное познание раскрывает случайное и эмпирическое, а рациональное – действительное, необходимое и существенное в мире.

Джордж Беркли (1684-) в «Трактате о принципах человеческого знания» излагает свою систему субъективного идеализма. Он развивает локковский сенсуализм с субъективно-идеалистических позиций. В отличие от Д. Локка все качества Д.Беркли рассматривает как вторичные. Например, такие качества как пространственные свойства и отношения, по его мнению, определяются способностями органов чувств человека, так как быть означает быть воспринимаемым. Все вещи есть комплексы ощущений человека, хотя возможно их непрерывное существование. Он признает существование Бога как единого истинно сущего и критикует деизм, интерпретируя его как безбожие.

Давид Юм (1711-) в «Трактате о человеческой природе», «Исследование человеческого разума» излагает свои основные философские положения. При рассмотрении источника познания он стоит на позиции агностицизма. К восприятиям, полученным органами чувств или от рефлексии, разум ничего не добавляет, а лишь соединяет, разделяет. С позиции скептицизма он не приемлет доказательства существование бога, основанные на несовершенстве человека или целесообразного устройства мира.

Выдающимся представителем социально-философской мысли Франции является Шарль Луи Монтескье (2689-1755), который попытался объяснить генезис и сущность общества на основе естественных факторов. В своей работе «О духе законов» он выделяет «естественные» и «позитивные» законы. Например, мир как естественный закон хотя и не вызывает у людей желание нападать на других, но они все же испытывают чувство неполноценности, неравенства. Позитивные законы регулируют отношения между людьми (международное право), между властью и подданными (общественное, политическое право) и гражданское право. Законы функционирования и развития общества обусловлены естественной средой, т.е. природой и климатом

Он одним из первых обосновывает необходимость разделения и уравновешивания полномочий между тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной. В 1748 г. он публикует трактат «О духе законов», где развивает эту идею и подчеркивает, что это - надежное средство гарантировать свободу личности. Его учение получило свое логическое завершение в дальнейшем в конституционных актах во Франции конца XVII века, в Конституции США 1787 года.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778) рассматривает философию как средство борьбы против неразумного устройства мира. При рассмотрении вопросов общества, человека и свободы он понимает равенство как равенство перед законом и правом. В своем «Философском словаре» абстрактно истолковывает понятие свободы как свободу воли, которую ограничивает порядок целесообразно устроенного мира.

Жан Жак Руссо (1712-1778) основное внимание в своем творчестве уделяет проблеме неравенства людей и путей их преодоления. В работе «О влиянии наук на нравы» он подчеркивает, что развитие науки не привело к развитию цивилизации, так как основу развития составляют материальные интересы, а духовные интересы украшают его. Наука и культура создает искусственные потребности, которые заставляют человека «казаться», а не «быть». В другой работе «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми» он проводит мысль о том, что неравенство между людьми не существует изначально, а проистекает из имущественного расслоения. Руссо убежден, что равенство исчезло тогда, когда возникла собственность: «... конкуренция и соперничество, с одной стороны, а с другой, противоположность интересов и скрытое желание обогатиться за счет другого - таковы ближайшие последствия возникновения собственности» и неотлучные спутники нарождающегося неравенства».

Второй ступенью неравенства людей является возникновение государства, которая призвана выступать гарантом мира и справедливости. Третья ступень неравенства возникает в связи с трансформации власти в деспотизм, когда правитель обманывает закон и народ. На этой ступени неравенства образуется равенство в бесправии людей. Естественным состоянием общества является такое общество, в котором все равны, нравственно не испорчены, так как где нет собственности, там нет и неравенства.

В данном случае имеет место идеализация первобытного общества. В работе «Об общественном договоре» он высказывает идею, что единственным «сувереном», возникающем на основе общественного договор, является «объединенный народ», поскольку он заинтересован в правильном и полезном развитии всех членов общества. Хотя с заключением общественного договора человек теряет собственную свободу и неограниченное право на все, зато обретает гражданскую свободу и право собственности на все, что он имеет. Гражданская свобода в отличие от естественной свободы есть следует послушание установленным законом.

В «Общественном договоре» возникновение государства определяется Ж.Ж. Руссо как заговор богатых. Но, если это так, - рассуждает он, то как избавиться от деспотизма? Решение этой проблемы он видит в демократизации власти, то есть участия народа в законодательстве..

Дени Дидро (1713-1784) был идейным вдохновителем проекта создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». Свои философские идеи он изложил в работах «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д`Аламбера с Дидро» и «Философские принципа материи и движения». Эти идеи раскрывают объективность, материальное единство, развитие и бесконечность мира Материя и движение признаются единственно существующей реальностью. Раскрывая единство и взаимосвязь чувственного восприятия и мышления, он показывает, что мышление в отрыве от фактов впадает пустые спекуляции, а накопление фактов без рациональной обработки приводит к хаосу.