20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке
Понятие движения и его формы.
Движение – это способ существования сущего. Быть – значит быть в движении, изменении. Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Таким образом, бытие существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений. При уничтожении этого типа движения данное конкретное бытие распадается, переходит в другое бытие, которое характеризуется своим типом движения. Покой выступает как момент движения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. До тех пор, пока бытие сохраняет свою качественную определенность, то есть находится в относительном покое, остается «самим собой», оно может существовать, изменяться, двигаться. В диалектическом единстве изменчивости и покоя определяющей стороной выступает движение, ибо только оно приводит к появлению новых видов бытия, а покой лишь констатирует сохранение этих видов. Движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, – есть развитие. Развитие может быть связанным с качественным преобразованием данного вида бытия, процессом перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой.
Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Формы и виды движения многообразны. Они связаны с уровнями структурной организации сущего. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения: механическую (пространственное перемещение тел); физическую (теплота, свет, электричество и магнетизм); химическую (движение атомов и т.д.); биологическую (жизнь) и общественную (мышление). Таким образом, каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция.
Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, т.е. для изучения движения какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.
Одним из сложнейших вопросов, возникших еще в древности, был и остается вопрос об источнике движения. В материалистической традиции сложилось два подхода к этой проблеме. Одни философы выносили источник движения за пределы конкретного вида движения, искали в каждом изменении внешнюю причину, «первотолчок» (Демокрит, И. Ньютон, Ж. Ламетри и др.). Другие (Гераклит, Дидро, марксизм) разрабатывали идею самодвижения материального мира, где внешние воздействия играют модифицированную или опосредующую роль. Однако углубление научных знаний о движении убедительно доказывают истинность идей самодвижения, саморазвития.
Понятия пространства и времени.
Прежде чем определить, что такое пространство и время рассмотрим, как их определяли различные философские направления. Объективный идеализм, рассматривающий материальный мир как творение духовного начала, инобытие абсолютной идеи, и пространство-время связывает с божественным промыслом. С точки зрения субъективного идеализма, пространство и время вносятся в материальный мир самим человеком. Материализм всегда связывал пространство и время с существованием материальных систем. Но в понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциональный и реляционный. В субстанциональной концепции пространство и время рассматривались как особые сущности, способные существовать и независимо от материальных объектов. Основы реляционной концепции пространства-времени были заложены Лейбницем. Согласно его учению пространство и время вне объектов и процессов не существуют. Диалектический материализм относит время и пространство к числу всеобщих атрибутивных форм бытия материи, вне которых невозможно ее существование. Пространство и время находятся в единстве с движущейся материей. Они не могут существовать отдельно от материи и движения, так же как материя и движение не могут существовать вне пространства и времени. Пространство и время – две неразрывно связанные, но различные формы существования единой материи.
Все тела имеют определенную протяженность – длину, ширину, высоту. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. В тоже время явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.
Пространство и время – это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время бесконечны, они не имеют ни начала, ни конца. Но бесконечность пространства складывается из вполне ограниченных, конечных протяженностей. Бесконечность времени тоже складывается из конечных длительностей. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему. Поскольку пространство и время органично взаимосвязаны, то сформировалось представление о четырехмерном мире. Вероятно, можно предположить, что трехмерное пространство и одномерное время свойственны только нашему макромиру.
В целостной картине мира каждый объект является лишь относительно выделенной частью более общей системы, а каждое явление – относительно выделенным звеном более общего процесса. Другими словами в мире все предметы и процессы конечны, но в тоже время совокупность конечных вещей и процессов бесконечна. Мир безначален, бесконечен и неистощим.
- 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
- 3. Основные философские направления, их основания и различия
- 4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
- 5. Материалистическая теория Демокрита
- 6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
- 7. Философия Аристотеля
- 8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
- 9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
- 10. Английская философия XVII XVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
- 11. Философия французского Просвещения
- 12. Гносеология и этика Канта
- 13. Система и метод философии Гегеля
- 14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли
- 15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму
- 16. Экзистенциализм и его место в истории философии и культуры
- 17. Духовное своеобразие русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Булгаков)
- 18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)
- 19. Основные законы диалектики
- 20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке
- 21. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика
- 22. Сознание, его происхождение и сущность
- 23. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
- 24. Познание как философская проблема. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма
- 25. Проблема истины в теории познания
- 26. Соотношение эмпирического и теоретического в познании. Факт и теория
- 27. Человек как философская проблема
- 28. Личность. Свобода личности
- 29. Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)
- 30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества
- 31. Формационный анализ общества (Маркс)
- 32. Цивилизационный подход к анализу общества. Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)
- 33. Сущность культуры. Многообразие культур
- 34. Философские основы теоретических учений о государстве (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс)
- 35. Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории
- 36. Понятие субъекта исторического прогресса (личность, народ, классы, элиты, этнос)
- 37. Общественное сознание и его структура
- 38. Философский смысл глобальных проблем современности