logo search
Kotsuba

Владимир Сергеевич Соловьёв

Соловьёв становится сторонником своеобразной идеи глобального синтеза науки, фи­ лософии и религии, отчасти под влиянием Гегеля. Эти три части жизни человека пошли своими путями, придя к полному противоречию, что привело к упадку Европы. Тем не менее, он выступает с критикой позитивизма, отказа от понятий истины, бытия и реальности.

Вместе с тем, Соловьёв старается в своих лекциях показать болезнь идеей социальной справедливости. Запад отошёл от религии, но использует эту религиозную идею. Корень социальной несправедливости, по Соловьёву, лежит в эгоизме людей. Избавиться от неспра­ ведливости разграничением эгоизмов невозможно. Соловьёв видит полезность Запада в том, что он прошёл этот негативный опыт. Чтобы сделать его положительным, необходимо вернуть религиозность в жизнь общества.

Соловьёв обращается к идее создания совершенного государства на религиозной основе, но, как и Чаадаев, считает католицизм наилучшей для этого основой. Он мечтает соединить Рим и Петербург, Россию и католицизм.

Онтология и гносеология. Философия всеединства, «всё есть одно». Вся реальность пред­ ставляет собой вместе что-то одно, и правильный взгляд на мир должен иметь это ввиду. Он старается совместить эту концепцию с христианством, которое утверждает, что Бог отли­ чен от мира. Мир хорошо описывается философией материализма, познание — позитивизма, но только единая философия даст полное описание единого мира, иначе возникает проти­ воречие между рационализмом и эмпиризмом. Эмпиризм изначально признавал субъект, ощущение и реальность, но потом усомнился вначале в реальности, а потом и в субъекте. Что же тогда такое ощущение без субъекта и объекта? Эта проблема возникла из-за од­ нонаправленности эмпиризма. Однонаправленность в рационализме аналогично привела к скептическому понятию «вещей в себе».

Соловьёв говорит, что для объединения нужен третий способ познания, отличный от эмпирического и рационалистического: мистический, восходящий к гностицизму, Спинозе и западному мистицизму. К сожалению, в этот синтез ему и его последователям не удавалось включить христианство, так как позиция мистиков близка к пантеизму. Другой проблемой стало включение прогресса. Прогресс, по мнению Соловьёва, есть увеличение присутствия Бога в мире.

Этика. Соловьёв в книге «Оправдание добра» изображает добро абсолютное (Бог), добро человека и движение человека к Богу. Соловьёв считал задатками добра три чувства: стыд, сострадание, благоговение к высшему; показывает историю их развития в своей книге.

В последнем периоде наступает разочарование в философии, и он обращается к теме искусства. Произведение «Три разговора» знаменует переход к эскхатологии, Соловьёв выступает с критикой своих прошлых теорий. Мысль о собственной гениальности оказалась