12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
Изучением социальной структуры общества подробно занимается социология. В первую очередь, это структуризация по таким признакам, как национально-этнические, демографические, профессиональные, по проживанию в поселениях определенного типа. Все эти признаки бесспорны для любого общества.
Но социальную философию как знание об отношении “человек–мир” через призму общества в социальной структуре в первую очередь интересует то, что является для нее определяющим, что придает именно этому обществу определенный характер взаимоотношений людей в нем. Известно, что жизнь любого общества тесно связана с определенной системой социальных неравенств. Потому важнейшую для социальной философии роль приобретает структуризация общества по социально-классовому признаку. И к этой структуризации в разных социально-философских теориях существуют разные подходы.
Марксистский подход выделяет в обществе классы, которые отличаются по экономическому признаку. Основные признаки классов таковы: отношение к средствам производства; место в определенной исторической системе производства; разная роль в процессе материального производства; размеры и способы получения своей частицы материального богатства.
К. Маркс считал, что классы всегда характеризуются диаметральной противоположностью интересов, и потому между ними происходит классовая борьба, которая является движущей силой общественного развития. Согласно философии диалектического материализма, общественное развитие являет собой единство эволюции и революции. В соответствии с законом перехода количества в качество, постепенные количественные изменения, которые вносятся в старые порядки путем реформ под воздействием прогрессивных элементов общества, готовят сознание передовых классов к осуществлению революционного скачка, то есть насильственного захвата власти для коренного изменения существующих порядков.
Но в наше время антагонизация классовых противоречий, неумение и нежелание представителей антагонистических классов искать компромиссы может привести к уничтожению человечества. И потому в ХХ в., под воздействием страха от того, что произошло в России в октябре 1917 г., правящая элита западных стран начала постепенно трансформировать общественную систему, основанную на классовом антагонизме, в систему социального партнерства. Развитие этой системы привело к формированию так называемого среднего класса, который включает в себя как наемную рабочую силу, так и мелких собственников. Средний класс характеризуется действительно высоким (даже по западным меркам) уровнем удовлетворения всех потребностей. В США к нему можно отнести более чем 80% населения. Суть социального партнерства заключается в том, что в развитых странах до двух третей прибавленной стоимости отдается наемным работникам. Таким образом, снятие антагонистических противоречий между классами здесь произошло не путем их заострения, а путем трансформации их в гармоничные противоречия. Это открывает путь для последующего эволюционного развития общества, что, кстати, не противоречит философии диалектического материализма, поскольку последняя считает, что в условиях, когда общество не имеет враждебных классов, переход от старого качества к новому теряет форму политических революций, взрывов.
Следует отметить, что так называемая “оранжевая революция”, которая недавно произошла в Украине, в действительности представляет собой не социальную революцию, а лишь декларацию определенных намерений, заявку на начало нового этапа эволюционных преобразований украинского общества, которые, кстати, могут еще и не состояться. Как и раньше, в настоящее время в Украине к среднему классу можно отнести лишь очень незначительную часть населения. Для обеспечения социальной стабильности и благосостояния населения перед Украиной стоит задача становления среднего класса, который смог бы почувствовать себя независимым от коррумпированной власти, что тесно связано с переходом к европейской парадигме общества.
Мы видим, что классовый подход в современных условиях уже не всегда отражает положение той или другой социальной группы в обществе. Как реакция на это, в ХХ в. возник новый, стратификационный (от лат. strata – слой) подход, основателем которого был тот же П. Сорокин.
Социальная стратификация – это разделение общества на социальные группы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность – неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличие или отсутствие власти и влияния. В качестве признаков страты обычно берутся: характер собственности, размер дохода, должность, уровень образования, общекультурный уровень, престиж и тому подобное.
Социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью. Под последней понимают как перемещение в другую социальную группу отдельного человека, так и изменения соотношения той или иной социальной группы с другими группами. Социальная мобильность может быть горизонтальной (переход человека в другую социальную группу в результате изменения профессии без существенного изменения положения в обществе) и вертикальной (то есть подъем или падение). Если в обществе всем доступно высшее образование, то оно и является основным “лифтом” для повышения социального статуса. Таким “лифтом” могут также выступать армия (особенно во время войн), церковь, политическая деятельность, занятие искусством, наконец, возможно изменение социального статуса через супружество.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература