12.1.5. Политическая структура общества
М. Вебер определял политику как стремление к участию во власти и к оказанию влияния на распределение власти или между государствами, или внутри государства между группами, наделенными властью. Таким образом, политика неразрывно связана с властью. Лишь в первобытном обществе, где еще не существовало государства, власть не была политической.
Существуют такие концепции власти:
1. Биологическая – попытка объяснить властные отношения между людьми, исходя из биологических теорий, в частности, из теории борьбы за существование Ч. Дарвина (социал-дарвинизм); сюда же относится и фрейдистская теория (в основе стремления к власти лежит подавленная сексуальность).
2. Психологическая – исходя из черт характера людей (в частности, теория А. Адлера о том, что в основе стремления к власти заключается “комплекс неполноценности”; к психологическим концепциям власти можно также отнести идею “воли к власти” и теорию сверхчеловека Ф. Ницше).
3. Теологическая – власть санкционируется высшим существом, Богом (самая древняя концепция власти). Эта концепция находит отображение в средневековой схоластике и современной христианской философии.
4. Этническая – вытекает из этнических свойств народов. К таким концепциям можно отнести идеологию “третьего рейха”, творцы которой на основе фальсификации философских идей Г. Гегеля и того же Ф. Ницше пытались обосновать “превосходство” арийской расы над всеми другими.
5. Концепция общественного договора. Первую такую концепцию создал Т. Гоббс, который считал, что “множество людей” заключили между собой договор о создании государственной власти, добровольно ограничив свои права для прекращения “войны всех против всех”. Этой же концепции придерживался и Ж.-Ж. Руссо, однако он, напротив, считал первобытное “естественное” состояние человека и общества гармоничным; к заключению же общественного договора привело возникновение частной собственности.
6. Экономическая – выводится из экономических отношений и способов распределения ресурсов. Классическим вариантом такой концепции является марксизм. Власть находится в руках тех, кто владеет средствами производства. Характер осуществления власти над эксплуатируемыми классами зависит от типа общественно-экономических отношений: при рабовладельческой формации раб – это “говорящее орудие”, владелец имеет над ним такую же власть, как и над любой вещью; при феодальном строе значительная часть населения также находится в физической зависимости от феодалов, хотя тогда уже возникает экономическая зависимость; при капитализме зависимость рабочих от капиталистов носит сугубо экономический характер. Основатели марксизма считали, что необходимость в государственной власти исчезнет при коммунизме, когда возникнет изобилие материальных благ и отпадет необходимость их распределения.
В политической сфере общества в первую очередь можно выделить политическую систему общества (ПСО) – систему институтов, в которых протекает политическая жизнь и осуществляется государственная власть. Структура ПСО включает политическую организацию общества (государство, партии, социально-политические организации), политические нормы (конституция), уровень общественного и индивидуального сознания (взгляды людей), политическую деятельность.
Важнейшим элементом политической структуры общества является государство. Формы государства отличаются между собой в первую очередь по типу правления. Они изучаются политологией. Социальную же философию, вновь-таки, интересует, как осуществляется отношение “человек – мир” через призму данного социального строя. В этом отношении большую роль играет политический режим общества – совокупность форм и методов удержания власти в обществе. Основные виды политических режимов – тоталитарный и демократический.
Основные черты тоталитаризма – всеобщий контроль за всеми сферами жизни общества; запрещение конституционных прав и свобод, демократических организаций; насилие, репрессии, принуждение.
Основные черты демократического режима – политический плюрализм, то есть признание наличия у разных социальных групп противоположных интересов; наличие конституционных прав и свобод, а также условий для их реализации; отсутствие монополии на власть.
Отсюда можно проанализировать отношение политического режима и человека.
1. Характер и мера осуществления власти:
при тоталитаризме (Т) – тотальный контроль и насилие над личностью;
при демократии (Д) – осуществление власти народными представителями.
2. Отношение людей к власти:
Т – народ и власть, государство считаются единым целым; отсюда несогласие с политикой государства расценивается как преступление;
Д – человек осознает себя источником власти через демократический выбор конкретных носителей власти и может переизбирать власть, если не согласен с ее действиями.
3. Характер допустимой и запрещенной деятельности:
Т – разрешено все, что приказано властью;
Д – разрешено все, что не запрещено законом.
4. Идеальные качества власти и человека:
Т – от власти требуется всемогущество, от человека – энтузиазм и скромность; здесь общество и человек служат власти;
Д – от власти и граждан требуется одно – соблюдение законов; власть (в идеале) служит обществу, народу.
При демократическом режиме возникают условия для создания гражданского общества – совокупности неполитичных отношений в обществе. Это сфера спонтанного самопроявления индивидов и добровольно сформированных ассоциаций граждан. Данная сфера ограждена законами от произвольного вмешательства государства.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература