logo search
1moiseev_v_i_filosofiya_i_metodologiya_nauki / Моисеев В

§ 1. Понятие рациональности

Мы часто используем выражения, содержащие слово «рациональный», например: «Этот план мне кажется рациональным», «Рационально поступить вот таким образом» или «Им руководили рациональные мотивы». Что означает слово «рациональный» ? Что значит «быть рациональным» ?

Пытаясь ответить на эти вопросы, следует в первую очередь заметить, что утверждение о рациональности чего-либо в форме «Х рационален» - это одна из разновидностей оценочных суждений, подобных таким оценкам, как «Х красив» или «Х добр». Но всякая оценка содержит сравнение того Х, которое оценивается, с некоторым эталоном Е. И в том случае, если Х обнаруживает высокую степень соответствия эталону Е, такой Х называют «Е-товым». Например, если Е – красота, то Х называют «красивым», если Х – добро, то Х называют «добрым», и т.д. Следовательно, и в случае с рациональностью, когда утверждают, что «Х рационален», предполагается некоторый эталон, соответствие которому делает рациональным. Как соотносится эталон рациональности с другими эталонами ? Здесь можно стать на две точки зрения:

1. Посчитать, что эталон рациональности – один из ценностных эталонов, и попытаться определить его свойства, соотношение с другими ценностными эталонами. Такое понимание эталона рациональности можно называть предметным. Обычно при предметном понимании рациональности имеется в виду некоторый эталон научности знания, т.е. некоторую систему норм и оснований, позволяющую оценить ту или иную деятельность, состояние, как научное или ненаучное.

2. Можно стать и на ту точку зрения, что эталон рациональности – это любой ценностный эталон, и когда мы говорим «Х красив», «Х добр», то в этом случае мы также высказываем некоторые суждения о видах рациональности – эстетической рациональности (красоте) или этической рациональности (добре). В этом случае можно говорить о функциональном понимании эталона рациональности, предполагающем рациональность не столько как соответствие конкретному ценностному эталону, сколько как акт оценки вообще – универсальную ценностную функцию.

В последнее время в философии науки наблюдается тенденция обобщения понятия рациональности за границы только строго научных видов оценки. От только предметного понимания рациональности все более философы переходят к расширению понятия рациональности до универсальной процедуры оценки, которая присуща любому живому существу в любой сфере его деятельности.

В этом случае утверждение «Х рационально» понимается предельно широко. Предполагается, что:

1. Существует некоторый ценностный эталон (идеал) Е, с точки зрения которого происходит оценка.

2. Дан некоторый оцениваемый Х.

3. Определена некоторая процедура соотнесения Х с эталоном Е, которую можно условно обозначить символом Bas – «взятие по основанию (эталона)».

В целом оценка теперь будет выглядеть таким образом. Оцениваемое начало Х подводится под основание эталона Е, в результате чего для Х выясняется степень соответствия  эталону Е. Кратко это можно изобразить следующим образом:

Х Bas Е = 

Договоримся, например, что  принимает значения от нуля до единицы. Если =1, то это означает, что Х полностью соответствует эталону Е, и Х можно назвать Е-рациональным. Если =0, то Х полностью не соответствует эталону Е, и Х можно называть Е-иррациональным. Наконец, если  лежит между нулем и единицей, то Х частично соответствует эталону Е и может быть назван Е-неклассически-рациональным. Эти варианты рациональной оценки будем называть видами Е-рациональности. Отсюда видно, что понятия «рациональный», «иррациональный», «неклассически-рациональный» относительны, и каждый раз необходимо указывать эталон Е и процедуру Bas, позволяющие оценить тот или иной Х.

Стоит заметить, что таким образом представленное понятие рациональности – как обобщенной оценки – представляет из себя общую идею процедуры измерения. В самом деле, оценить Х на степень  его соответствия эталону Е – то же, что измерить Х с точки зрения Е. В связи с этим идея рациональности – это идея обобщенного измерения, распространяющаяся в том числе на способность субъектов ценить любые состояния с точки зрения тех или иных ценностей, норм, идеалов. Не случайно название «рациональный» происходит от латинского Ratio, что значит «отношение», «пропорция», «степень». Тем самым выражена идея степени эталона в оцениваемом состоянии как существенное условие определения рациональности. Поскольку процедура измерения – одна из процедур обоснования, то оцениваемый Х можно, как и ранее, называть репрезентатом, а саму процедуру взятия по основанию Bas – актом рационализации.

Итак, всегда, когда речь идет о рациональности-нерациональности Х, можно предполагать задание эталона рациональности Е (как рационального основания), акта рационализации Bas и репрезентата Х. Репрезентат может быть представлен в трех основных видах рациональности – как рациональный, иррациональный и неклассически-рациональный (с точки зрения эталона Е).

Для каждого вида рациональности характерно некоторое поведение субъекта по отношению к репрезентату, позволяющее определить тот или иной вид рациональности.

1. Если репрезентат Х оценивается субъектом как рациональный (с точки зрения некоторого эталона Е), то субъект пытается сохранить Х, предотвратить его от каких-то отрицательных воздействий. Такую стратегию поведения можно называть принципом консервации.

2. Если репрезентат Х оценивается субъектом как иррациональный (с точки зрения некоторого эталона Е), то субъект пытается избавиться от Х, оценивает его как нечто отрицательное, что должно быть так или иначе преодолено или исправлено. Такую стратегию поведения можно называть принципом элиминации.

3. Если репрезентат Х оценивается субъектом как неклассически-рациональный (с точки зрения некоторого эталона Е), то субъект пытается разделить Х на положительную (Е-рациональную) и отрицательную (Е-иррациональную) составляющие, проявляя по отношению к положительной составляющей принцип консервации, а по отношению к отрицательной составляющей – принцип элиминации. Такую стратегию поведения можно называть принципом редукции.

Например, огромное количество накопленных сегодня фактов существования экстрасенсорных способностей человека (телепатия, телекинез и т.д.) оценивается современной наукой как нечто иррациональное. Следовательно, подавляющее большинство современного научного сообщества имеет в сознании некоторый эталон научности Е, с точки зрения которого все эти явления получают нулевую степень соответствия эталону, т.е. оцениваются как иррациональные. Они называются «ненаучными» или даже «антинаучными», и по отношению к ним официальные ученые проводят в жизнь различные формы поведения, основанные на принципе элиминации. Это может быть – замалчивание, неприятие во внимание, огульное отрицание, резкая критика, непробиваемый скептицизм, отказ от публикаций, невыделение средств для финансирования, преследование инакомыслящих, и т.д.

История науки показывает, что эталоны рациональности могут меняться, и то, что сегодня признается иррациональным, на следующем этапе развития знания может быть признано сначала неклассически-рациональным, а затем – рациональным. Такая эволюция происходит сегодня в современной медицине по отношению к различным альтернативным методам лечения и диагностики, например, акопунктуре, иглоукалыванию, гомеопатии. Появляются исследования, обосновывающие существование у человека слабых биоэлектромагнитных полей, наличие активных областей концентрации и циркуляции электромагнитной энергии, коррелирующих с «точками» и «каналами» традиционной китайской медицины. Эта область медицинских исследований еще не вполне соответствует эталону научности, но уже и не совершенно иррациональна. Она оказывается сегодня областью неклассически-рациональной медицины, частично соответствующей идеалу рациональности. По отношению к этой области действует принцип редукции, когда официальная медицина не может ни совершенно принять, ни совершенно отвергнуть новые методы, и потому пытается выявить в них некоторое «рациональное зерно» и свести к нему эти методы, скептически относясь к остальным элементам нового знания. В то же время такая более щадящая позиция медицины к альтернативным подходам является в свою очередь следствием некоторого изменения идеалов медицинской рациональности в последнее время. Все более развиваются направления психосоматической медицины, внедряются новейшие физические технологии, например, квантовая медицина, все боле организм человека начинает восприниматься не так упрощенно материалистически, как это было ранее.

Мы видим, таким образом, что понятие рациональности чрезвычайно значимо при построении и развитии научного знания. Научное сообщество всегда руководствуется некоторой системой эталонов рациональности-научности, с точки зрения которых ученые постоянно производят оценки возможного нового знания, определяя, способно ли оно войти в состав науки. Здесь есть и положительные и отрицательные стороны. Отнесение к эталону позволяет как охранять научное знание от разрушения, так и способно затормозить его развитие. Найти правильный баланс между этими крайностями всегда очень непросто.