1.Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Термин “философия” - греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Так в древней Греции называли любой вид теоретического знания, в котором находил свое отражение жизненный опыт отдельного человека или многих поколений. Первоначально такое знание выставлялось в виде афоризмов, сентенций, пословиц или поговорок. Со временем оно превращается в целостную систему, в которой находит свое выражение отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе т.е его мировоззрение.
В силу указанных особенностей, философское знание выступает как отвеченное абстрактное знание, внутренне непротиворечивое.
Т.о предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное содержание, которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы, к другим людям, к самому себе.
Философия – не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с ней существует мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения личностного начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с фантастикой. Это эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко лишено внутренней рациональной логики. Мифология была характерной формой развития культуры в древности. Религия – такая форма духовности, которая предполагает веру в сверхъестественного творца всего существующего, а также веру в загробную жизнь (христианство, ислам, иудаизм, буддизм, конфуцианство). Отличительной чертой религии является присутствие уже существующего знания, которое достаточно понять и заучить, поэтому религиозная духовность отличается консерватизмом и догматизмом.
Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х основных форм духовности: философия, мифология, религия.
Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек». Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру. 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.
Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.
Роль философии в жизни человека.
Большое значение имеет философия не только в жизни общества, но и в жизни отдельного человека. На определенном уровне духовного развития перед личностью возникает целый ряд вопросов такого типа: Зачем я живу ? Какова цель моей жизни ? Каково мое предназначение? В этих вопросах конкретизируется проблема смысла жизни: Эта проблема - высшая духовная проблема, которая встает перед личностью. То или иное ее решение задает совокупность исходных ориентиров, определяющих программу социального поведения человека, характер его деятельности и социального обращения, в конце концов, его личную судьбу. Каждый человек (особенно в условиях современной цивилизации) находится под влиянием и давлением множества требований, идущих из той социальной среды, в которой он живет, действует, общается с другими людьми. Требования эти разнообразны и, как правило, во многом противоречат друг другу. Очень сложно (а часто и невозможно) добиться того, чтобы получить со всех сторон одобрение, удовлетворить в равной мере все требования, все условия. Личность постоянно стоит перед проблемой выбора наиболее оптимальной линии своего поведения. А выбор нужно уметь делать. Осознанный выбор наиболее оптимальной жизненной стратегии предполагает наличие некоторой общей мировоззренческой программы, в которой заключены, в частности, и основные критерии такого выбора. Если человек не научился осуществлять такой выбор, если у него нет соответствующих критериев - он становится, подобно лодке без паруса и руля в волнах бурлящего, шторного жизненного моря.
- 4.Основной вопрос философии, его мировоззренческое и методологическое значение.
- 13. Немецкая классическая философия: г.В.Ф. Гегель.
- 24. Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.
- 28.Законы диалектики.
- 40. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.
- 42. Сущность и проявления социального детерминизма. Необходимость и свобода, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.
- 44. Сущность культуры, закономерности ее развития и функционирования.
- 50. Кризис современной цивилизации. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации.
- 1.Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.
- 2.Философия и мировоззрение.
- 3.Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.
- 5.Древнегреческая философия. Натурфилософия.
- 7.Философия Средневековья: патристика, схоластика, номинализм, реализм.
- Философия эпохи Возрождения: персоналии, базисные категории, важнейшие идеи.
- 9.Философия Нового времени: эмпиризм (ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк).
- 10.Философия Нового времени: рационализм (р. Декарт).
- 11.Философия Нового времени: субъективный идеализм (д. Беркли, д. Юм).
- 12.Немецкая классическая философия: и. Кант.
- 15.Возникновение, развитие и основные проблемы философии марксизма.
- 20.Славянофильство и западничество в русской философии.
- 21.Русская религиозная философия.
- 23.Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.
- 26.Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.
- 31.Познание, знание. Субъект, объект, результат познания. Знание и вера.
- 33.Истина как процесс, ее аспекты и формы. Критерий истины.
- 34.Научное знание, его особенности и структура. Основные формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория.
- 36.Философский анализ сущности человека. Биологическое и социальное в человеке.
- 37.Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и условия ее формирования. Структура личности.
- 45.!!!!Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.
- 46.Материальная и духовная культура.
- 47.Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.
- 49.Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.
- 19.Особенности русской философии.
- 18.Современная западная философия: религиозная философия (неотомизм, тейярдизм).
- 35.Научный метод и методология. Классификация методов. Общенаучная методология.
- 24.Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.