logo search
Шпоры по философии за 1 семестр

4. Гуманисты

Названы так потому, что в центр их философии положено исследование человека.

Сократ. Произвел поворот античной мысли от прежней натурфилософии к

человеку и к моральной философии. Сократ не искал натурфилософских истин,

потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда

взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия

исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод.

Говорил: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Добавлял: “Некоторые не

знают и малую долю того, что знаю я”. На вид был невзрачен. Был простолюдин,

сын каменотеса. Ничего не писал. Все его идеи известны из работ его учеников –

Платон и Диоген (из Синопа). Сократ считал, что сущность человека –

его душа. Она формируется всей жизнью, большое значение здесь имеют образование

и воспитание. Сократ считал, что не следует сразу говорить ученикам выводы.

Идея должна зародиться в сознании ученика, сформироваться и им же быть

высказана. Это майевтика. Сократ – автор метода иронии (метод

вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям,

что мешает думать обязательно предопределенным образом) или ученого

незнания. Также автор рационалистической этики античности. Считал,

что причина зла – незнание, и если люди знают, что это зло, то они так

поступать не будут. Общество долго не сможет обойтись без насилия, но насилие

должно быть в рамках закона. Смерть Сократа (суд за «развращение молодежи» и

«непочитание богов»), помимо известных вещей показала, что у людей, играющих

грязными методами, чисто выиграть нельзя. Учение Сократа – поворот от

материалистической натурфилософии к идеализму. Агностицист, знать

можно только самого себя: “Познай самого себя”. Задача знания – не

теоретического, а практического – искусство жить.

Софисты. (София – мудрость). V в. до н.э. Это мудрецы в

философии. древнегреческие платные преподаватели красноречия. Протагор

– желая заработать деньги, повторил мысль Сократа о том, что душа человека

формируется, воспитывается. Его поддержали купцы. Он был одним из первых

платных учителей философии. “Человек есть мера всех вещей, и в том, что они

есть, и в том, что их нет”. Вещи – это не природные, а созданные людьми. "Все

есть таким, каким оно кажется нам." Протагор хотел научить своих учеников

выигрывать полемику (политически, юридически). Разработал целую систему

эзотерических (только для своих) методов приемов ведения полемики:

- самая изощренная ложь – полуправда

- вещь, доведенная до крайности, становится своей противоположностью

- правильный ответ есть только у правильно поставленного вопроса

- очернить человека проще, чем ему оправдаться

- ответ вопросом на вопрос

Протагор заметил то, что сейчас называется экзистенциальным (э-м:

признается индивидуальная духовная жизнь и стремление доказать бессмысленность

жизни, бесплодность общественной деятельности), или субъективным, аспектом

истины. Обычно, обсуждая проблему истины, выделяют грани:

- объективность

- конкретность

- абсолютность

- относительность

Сейчас выделяют еще субъективность истины.

Протагор создал 1-е поколение софистов: Гиппий, Антифон и др.

Это были уважаемые люди, юристы. 2-е поколение – спорщики: Горгий

и другие граждане. (Горгий - софист, агностицист. Известен в изложении Платона и

др.). Спорщики вызывали нелюбовь народа, поскольку их выступления были

издевками. 3-е поколение – политики. Они считали, что политика и этика

несовместимы. И политики должны упражняться в нарушении норм этики.

5-6. Академия Платона и Аристотеля.

Платон – ученик Сократа. Основатель объективного идеализма. Все работы Платона

написаны в форме диалогов или мифов, образов. Испытывал учения Сократа,

пифагорейцев, Гераклита, Парменида, боролся против материалистического учения.

Основная идея: Бог создал самые прекрасные идеи. Он расположил их в

определенном согласии друг с другом. Получилась самая прекрасная в мире долина

идей – эйдосовГиперурания. Далее уже другой персонаж –

Демиург (творец) – стал творить мир по этим идеям. Из рассуждений Платона

следует, что любому объекту в мире соответствует своя идея, и она представляет

собой сущность этой вещи. Платон считал, что душа человека бессмертна.

Нахождение в теле человека - мука для души. Душа, освободившись от тела,

поднимается в Гиперуранию и созерцает при этом сущность мира. По Платону, душа

каждого человека владеет сущностью мира. Объективный идеалист. Платон считал,

что сущность мира познаваема. Он – противник агностицизма. /* В настоящий

момент антропология рассматривает не столько человека, сколько весь его

духовный горизонт. Считается, что духовный горизонт человека имеет свою

структуру. Ее элементами являются феномены. Феноменология

Гуссерля. */

Долина эйдосов Платона выглядит как духовный горизонт Бога, а каждая душа,

видевшая его духовный горизонт, является его аналогом. Духовный горизонт

человека аналогичен духовному горизонту Бога. Душа человека, после вселения в

нового человека все забывает. Человек начинает вспоминать то, что видела

душа, когда начинает учиться.

В человеческом сознании два уровня: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это первая его навигация (хождение под парусом).

Рациональное – вторая навигация (на веслах) – более тяжелая.

Миф о пещере. Люди видят и слышат только то, что они готовы услышать. В

дальнейшем эти вопросы были подняты копенгагенской школой как методологические

проблемы физики:

- проблема физической реальности

- проблема наблюдаемости параметров

Платон первым дал определение материи – это строительные леса, из

которых Демиург создал мир. В Гиперурании идеи Бога располагаются не как

попало, а в определенном порядке. Связи самые разные – от прямых до

коррелятивных. Связи между идеями – аналог всеобщей универсальной связи.

По-видимому, это и аналог той цели, к которой должна стремиться наука в

отражении этой связи.

Платон – настоящее имя Аристокл. Богатый землевладелец. Три вида любви:

- как физиологическое влечение “с первого взгляда”

- при сохранении первого – влюбленная очарованность душой

- при сохранении двух первых – жажда красоты и добра (эрос).

Эти идеи были развиты религиозными русскими космистами Федоровым и

Флоренским: Любовь – космическое творение. Из учения этих граждан следует,

что люди влюбляются в собственные идеалы в другом человеке.

Платон: “женщина должна быть красивой, умной и доброй”.

Платон – автор многих работ по этике и устройству государства. Считал самым

высшим уровнем правления аристократию, самым низшим – демократию

. Карл Поппер “Открытое общество и его враги” - критикует работу Платона

“Государство” как основание тоталитаризма.

Аристотель. – сын придворного врача Македонии (Филиппа). Учитель

Александра Македонского. Родился во Фракии, обучался в Афинах, в академии

Платона. Философия Платона – образная, Аристотеля – понятийная.

Аристотель – великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики,

основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных

наук. Самый универсальный ум античности. В своём учении о материи и форме

Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?».

Создатель и систематизатор целой системы категорий философии и вообще

науки. Система эта держалась до Гегеля. Энгельс назвал по этому поводу

Гегеля Аристотелем нового времени. По Аристотелю:

Форма человека – его душа. По способу, в котором существует данный человек,

можно судить о его душе. Материя мертва, но ей придает жизнь форма.

Философские учения Аристотеля:

- Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому

различию между силой и энергией.

- «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение

о 4 основных принципах бытия.

Причины бытия: 1) формальная («то, что». Сущность, стимул, цель, а также

причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает

формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель)), 2)

материальная (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир,

не было бы материи, не было бы и мира), 3) движущая (мир находится в

постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение,

например, Бог), 4) конечная (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо

бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).

Бытие: 1) неживого, 2) живого, 3) человека, 4) общества. 5) .. ?, 6)

Бога, как единства всего бытия. Такое деление бытия – основания классификации

движения по Энгельсу. Аристотель: вероятность – мера действительности в

возможном, мера необходимости в случайном. Аристотель начал обсуждать

качество, количество, меру. Мера – единство количества и

качества. Нарушение меры обращает вещь в собственную противоположность

(софисты).

Аристотель критиковал теорию эйдосов (э. - это тот предмет, на который на

самом деле направлена постигающая способность человека), однако сам колебался

между материализмом и идеализмом.