8.Философия Средних веков. Единство и различие веры и знания.
Христианская философия. Главная задача – в разработке и обосновании христианских догматов – положений веры.
Делится на 2 периода: патристика (2-8 вв.); схоластика (8-14 вв.)
Путь патристики (по Августину, 4-5 вв.) – объединение христианства с платонизмом. Бог первичен. Проблема теодицеи – оправдание Бога за существующее зло (искажение материи божественного образа, уменьшение добра в вещах). Моральная доктрина – безграничная любовь к Богу. Неравенство людей – необходимое явление. Воля Бога распространяется и на историю общества. Все в мире определяется борьбой царства Божьего и царства земного.
Схоластика – изложение и доказательство истины откровения посредством разума, т.е. философии.
Самый крупный представитель – Фома Аквинский (13 в.). Его учение – томизм, становится оф. доктриной церкви. Он рассматривал отношение веры и знания. Признает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные (откровение, благая весть и пр.) содержатся только в вере. Этим занимается Богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христ. Истина стоит выше разума, но не противоречит ему. Любая истина происходит от Бога. Философия – орудие теологии. Ф. должна служить вере тем, что:
- толкует религиозные истины в категориях разума
- опровергает аргументы простив веры
Итак, характерные черты средневековой философии:
- в средневек ф. изменилась картина мира по сравнению с античным эпосом. Космоцентризм поменялся на теоцентризм. В центр мира был поставлен Бог.
- ср. ф. – новый этап в развитии гуманизма. Характерная для Античности проблема космоса, места в нем человека, отношения к природному миру отходит на второй план. Человек начинает осознавать свою специфичность и персонифицирует ее в абсолютной личности, в Боге.
- ср. ф. – религиозная философия, монотеизм. Ее основой было толкование (герменевтика) Библии – священной книги христианства.
- делится на патристику (Аврелий Августин) и схоластику (Фома Аквинский)
- влияние античной ф. выражается в двух формах – в платонизме (до 12 в.) и аристотелизме (с 13 в.)
- основные проблемы:
- вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно или он сотворен Богом
- соотношение веры и знания, теологии и науки (философии)
- спор номинализма и реализма. Вопрос о соотношении единичного и общего
- доказательство сущетвования Бога, теодицея.
- 1.Философия как мировоззрение и наука. Предмет философии как науки.
- 3 Гипотезы появления философии:
- 2.Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.
- 3.Гносеологические проблемы философии. Проблема истинного познания, практика как критерий истинности.
- 4) Аксиологические проблемы филсоофии. Проблема ценности, ее субъективно-объективный характер.
- 5.Антропологические проблемы философии. Человек как предмет философии.
- 6.Философия Древнего Востока. Основные проблемы древнеиндийской и древнекитайской философии.
- 7.Основные вопросы античной философии. Диалектика древнегреческих мыслителей. Философия Платона и Аристотеля.
- 8.Философия Средних веков. Единство и различие веры и знания.
- 9. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.
- 4. Понимание значимости не только духовной жизни чел-ка, но и телесно-чувственной.
- 10. Философия Нового времени.Рационалистический метод познания Рене Декарта («Рассуждение о методе»).
- 11) Философия и.Канта. Трактовка прекрасного в работе и.Канта «Критика способности суждения».
- 12) Философская система и диалектика г. Гегеля.
- 13) Основные проблемы экзистенциализма.
- 14) Особенности русской философии. Философия всеединства в.Соловьева.
- 15) Актуальные философские проблемы дизайна.