logo search
философия эконом

Литература

  1. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

  2. Гельвеций К. О человеке. Соч. в 2 тт. Т 2. М., 1974.

  3. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

  5. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. М., 1989.

  6. Фромм Э. Человек для самого себя. // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.

  7. Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.

  8. Бокарев П.И. О смысле и цели жизни. М., 1969.

  9. Дубровский Д.М. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

  10. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни (опыт историко-этического исследования). Мн., 1988.

  11. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975.

  12. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

  13. Москаленко А.Т., Сергиантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989.

  14. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М., 1989.

  15. Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски; Киев, 1990.

  16. Осичнюк Е.В. Смысл жизни... В чем он? Киев, 1987.

  17. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 2003.

  18. Смысл жизни. М., 1994.

  19. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  20. Франк С. Л. С нами Бог. М., 2003.

  21. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985.

  22. Щербаков В.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема // Философские науки. 1985. № 12.

ТЕМА 12

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

12.1. Социальное бытие человека.

12.1.1. Общество как саморазвивающаяся система.

12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.

12.1.3. Основные концепции типологизации обществ

12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества.

12.1.5. Политическая структура общества.

12.2. Общественный прогресс

12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии.

12.2.2. Критерии прогресса.

12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса.

12.3. Глобальные проблемы человечества.

12.3.1. Антропологический кризис.

12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем.

12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму.

12.1. Социальное бытие человека

12.1.1. Общество как саморазвивающаяся система

Социальное бытие человека означает всю сумму связей и отношений с другими людьми, которую он формирует на протяжении жизни. Социальное бытие тесно связано с понятием общества. Понятие “общество”, “общественный”, “социальный” весьма распространены, хотя их содержание часто оказывается недостаточно ясным. В философской, экономической и исторической литературе слово “общество” употребляется, по крайней мере, в четырех значениях.

Чаще всего под обществом понимается отдельное конкретное общество, например общество древних Афин или современной Украины. Это совокупность не просто людей, которые живут вместе, а тех связей и отношений, в которых они находятся друг с другом. Также под обществом может пониматься: сумма конкретных единичных обществ; сумма всех обществ, которые существовали и будут существовать, то есть все человечество; наконец, это конкретный тип общества по определенному признаку (феодальное, индустриальное и тому подобное).

Можно выделить два основных подхода к сущности общества.

1. Исходя из рассмотрения личности, из понимания человека, его потребностей и жизненных целей (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).

2. Исходя из рассмотрения общества как целостного социального организма, который имеет свои закономерности развития и носит надиндивидуальный характер (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс).

Оба подхода правомерны и дополняют друг друга.

Как мы знаем, существует специальная наука, которая изучает общество, – это социология. Возникает вопрос – чем философский подход к обществу отличается от общесоциологического?

Строго говоря, полностью разграничить их нельзя, поскольку они имеют один и тот же объект изучения – общество. К тому же социологи при изучении общества всегда основываются на том или другом философском подходе, потому они тесно взаимосвязаны. Но отличие между ними есть, и оно такое же, как и вообще между философским и научным знанием.

Будучи наукой, социология в основном интересуется знанием объективной стороны общества, социальной структуры, общественных социальных отношений, то есть социальным знанием.

Социальная философия включает в себя последнее, иначе она была бы оторвана от жизни. Но оно дополняется в ней гуманитарным. Что же такое гуманитарное знание? Это знание о духе, духовной деятельности, о мире человеческой субъективности. Это сугубо философское, а не строго научное знание, и именно оно делает социальную философию философией. То есть социальная философия – это все то же мировоззрение, которое выражает отношение человека как целое к миру как целому, но только через призму общественных связей, а также отношение общества как целого к миру как целому.

Таким образом, в отличие от социологии, которая, как и любая наука, представляет собой сумму отдельных знаний о своем предмете, социальная философия пытается охватить свой предмет, то есть общество, как целостную систему. И, поскольку целое всегда связано с целью, то социальную философию интересуют цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса, а также закономерности, которые объединяют людей в определенное единое целое.

При любом подходе к этим вопросам очевидно, что жизнь любого общества не однородна, представляет собой сложную систему, в которой можно выделить подсистемы, или сферы. Последние можно представить как типы совместной деятельности людей. Основных сфер можно выделить четыре:

1. Экономическая – сфера отношений по поводу средств производства.

2. Социальная - связанная с разделением труда и распределением материальных благ.

3. Политическая – отношения по поводу власти.

4. Духовная – отношения между людьми по поводу духовных потребностей.