74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
Проблема прогресса занимает умы мыслителей с самого начала зарождения общественной мысли, однако вплоть до 19в. эта идея не была научно обоснована.
Объективный подход к проблеме исторического прогресса предполагает изучение реального прогресса в обществе и в первую очередь изменений в производительных силах, которые в значительной мере определяют другие стороны социальных изменений. Признаки или черты общественного прогресса могут быть сведены в две группы: 1) характеризующие вооружённость человека для овладения природой (орудия труда, развитие науки и техники); 2) определяющие положение людей в обществе (отношение к средствам производства, формы эксплуатации или их отсутствие, степень участия масс в управлении делами общества, возможности развития личности).
Важнейшие значение для выяснения закономерностей общественного прогресса имеет установление его критерия. Этим критерием выступает тот фактор, от которого в наибольшей степени зависит поступательное развитие всего общества. Таким фактором являются производительные силы, которые определяют в итоге и форму производственных отношений, и многие другие явления в общественной жизни. Такая роль производительных сил определяется тем, что они выражают момент непрерывности в развитии производства и являются основой существования общества. Это весьма общий критерий, значение которого проявляется только на больших отрезках истории. На базе этого общего критерия можно определить лишь основную линию общественного прогресса, так что приходится учитывать не только уровень производительных сил, но и социальные последствия самого производства. Лишь многосторонний подход, учитывающий и характер, и уровень, и темпы, и возможности, и особенности развития производительных сил, может характеризовать прогрессивность производства, общественного строя в целом. Кстати сказать, ни одна новая формация не в состоянии сразу обнаружить свои преимущества по сравнении со старой. Требуется время, чтобы новый общественный строй реализовал все свои возможности.
Итак, общим критерием общественного прогресса является уровень производительных сил, включающих самого человека в качестве главной производительной силы, и, стало быть, предполагающих наличие в обществе свободы и демократии как условия его всестороннего развития. Именно человек есть тот узел, в котором выявляются главный двигатель, важнейший критерий и результаты социального прогресса.
75 Глобальные проблемы современности.
Уже сегодня человечество столкнулось с острейшими проблемами, которые принято называть глобальными (от франц. global - всеобщий). Это жизненно важные проблемы всего человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс. Их многообразие может быть представлено в виде трех основных групп:
1). Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
2). Проблемы, связанные со взаимоотношениями между человеком и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода (в Африке перед угрозой смерти находятся около 30 млн. чел.) и безграмотности, о борьбе с болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности. К 3) Экологические проблемы, возникающие в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии. Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.
История поставила на повестку дня переход от политической конфронтации к диалогу, от идеологического и религиозного противостояния к деидеологизации межгосударственных отношений, к терпимости и плюрализму, от противоборства к совместной эволюции социальных систем на основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех стран и народов.
Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом, так что изолированное их решение практически невозможно. Потому чрезвычайно важно решить вопрос о приоритетности одних из них перед другими, их соподчиненности. В этом плане очень значительной является проблема мировой термоядерной войны
Благодаря научно-техническому прогрессу общество не только повышает свой уровень жизни. Оно создало такое количество смертоносного ядерного (и не только ядерного) оружия, 12% которого в ходе его применения способно уничтожить все живое на Земле. На вооружение ежегодно расходуется свыше триллиона долларов, и это в условиях, когда человечеству (по данным доклада Римскому клубу) уже в начале XXI в. грозит голод.
Но самой актуальной является все же экологическая проблема. Если термоядерной войны может и не быть, то экологический кризис уже налицо. Только в Беларуси в результате катастрофы загрязнено 23% территории, в зоне радиоактивного загрязнения проживает более 2 млн. человек (130 тыс. жителей отселено). Ведущими тенденциями, формирующими будущее человечества, являются: экономическая интеграция, возрастание роли народных масс, демократизация, консолидация прогрессивных сил, интернационализация всей общественной жизни, возрастание свободы личности и повышение роли гуманистических ценностей, гармонизация отношений общества с природой (коэволюция).
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.