logo search
философия эконом

Контрольные вопросы

  1. Какие особенности философской культуры Киевской Руси определили специфику украинской философской мысли?

  2. Что, на ваш взгляд, положительное в философской позиции деятелей Острожской академии?

  3. Почему Киево-Могилянская академия стала центром профессиональной философии в Украине?

  4. Что общего и в чем отличие взглядов Г. Сковороды и его учителей – профессоров Киево-Могилянской академии?

  5. В чем сущность “философии сердца” П. Юркевича?

Литература

  1. Забужко О.С. Філософія української ідеї та європейський контекст. – К., 1980.

  2. Кашуба М.В., Пославський І.В., Захара І.С. Філософія Відродження в Україні. – К.,1990.

  3. Лук М.І. Ідеї гуманітарної науковості в працях представників української академічної філософії. – К., 1994.

  4. Прокопова Н. История философии в Украине XIX–XX века. – К., 2001.

ТЕМА 8.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

8.1. Сущность и основные типы направлений философии ХХ века.

8.2. Сциентистские направления.

8.3. Антропологические направления.

8.4. Религиозно-философские направления.

8.1. Сущность и основные типы направлений философии ХХ века

В ХХ в. было много социальных, технических, военных и других потрясений и качественных изменений. Появившиеся формы жизни перестали соответствовать установкам прежней философской традиции. Все это обусловило возникновение в философской мысли новых направлений и школ. Проблема оценки философии ХХ в. связана с осмыслением ее содержания в свете утверждающегося ключевого мировоззренческого, методологического и ценностного принципа приоритета общечеловеческих интересов и ценностей над групповыми и классовыми.

Результатом осмысления значимости общечеловеческой составляющей философии ХХ в. и осознания большого удельного веса в ней общечеловеческих проблем (что такое человек и каковы пути становления личности? что такое наука и какое место она занимает в жизни человека, в структуре сознания?) стал сегодня новый подход к оценке многих философских проблем.

Вторым важнейшим принципом анализа является принцип научности. Он требует последовательного и всестороннего анализа объективных и субъективных, социальных и гносеологических предпосылок и измерений рассматриваемых направлений и школ, без их “улучшений”.

Третий важнейший принцип анализа философии – принцип историзма. Он требует сопоставления рассматриваемой философии не только с предшествующей философской мыслью, но и с предшествующей культурно-исторической традицией духовной жизни общества.

Существенной чертой философии ХХ в. является плюрализм (от лат. pluralis – множественный), выражающий обилие ее школ. Эта черта связана с тремя факторами:

1) осуществляется специализация школ и направлений философии для решения различных философских проблем науки, человека и т. д;

2) приспособление школ и направлений к кругу вопросов, интересов, проблем, которые характерны для основных групп населения;

3) интеграционная тенденция как стремление создать целостное монистическое философское учение на основе плюрализма, понимаемого как многоаспектное решение разных философских проблем другими школами.

Последняя тенденция существует наряду с другой – признанием законности плюрализма как антипода философскому монизму. Выражением первой тенденции являются попытки интегрировать разные направления, например философской феноменологии и аналитической философии. Выражением второй выступает выдвинутый П. Фейерабендом принцип пролиферации – размножения различных, в том числе философских, теорий как имеющих не зависимое от других теорий значение.

На этой основе выделяют следующие основные типы направлений: сциентистские, антропологические и религиозно-философские.

Сциентистские направления и школы разрабатывают главным образом философские проблемы науки и духовно воздействуют в первую очередь на научную и техническую интеллигенцию и те слои населения, которые ключ к решению своих мировоззренческих вопросов видят в научных методах и их философском осмыслении.

Антропологические направления охватывают философские проблемы человека и специфику его гуманитарного познания; в духовном воздействии нацелены на художественную интеллигенцию и те слои общества, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения личности.

Религиозно-философские направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование религии, духовно ориентированы на верующих, уповающих найти спасение от социальных и духовных коллизий в религии.

На основе этих школ как частичные возражения их методам и решениям складывались современные философские школы, в том числе структурализм, герменевтика и т. п.