logo search
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.

Каждая сфера общественной жизни представляет собой системную целостность. 

Материально-производственная сфера характеризуется высокой степенью взаимопроникновения, единства своих составных элементов: труда, производительных сил и производственных отношений, механизмов функционирования. Общественный субъект-это а) производительная сила, составной элемент некоторой совокупности людей, занятых совместной материально-производственной деятельностью, трудящихся; б)экономический субъект со стороны своей экономической заинтересованности в материально-производственной деятельности. В материально-производственной сфере индивидуально-неповторимые качества людей как бы рассеиваются в совокупной общественной деятельности.

В социальной сфере очень тесно связаны друг с другом составные элементы: макро- и микросоциальные структуры, классы, этнические общности, трудовые коллективы, общины и т.п. Однако здесь автономизация элементов все же больше. Поэтому социальная сфера обладает более ослабленными системными связями. Общественный субъект раскрывается со стороны своей принадлежности к различным социальным общностям. Он включен как в макросоциальную систему, будучи членом класса, нации, так и в микросоциальную систему, будучи членом семейной общности, общины, коллектива и т.п.. В социальной сфере индивидуальные качества субъекта выражаются неотчетливо. Здесь речь идет о социальных типах, некоторых характерологических чертах представителей класса, нации, народа. В рамках микросоциального деления удельный вес индивидуальных качеств социального субъекта возрастает.

Политическая сфера. Здесь уже не только каждый элемент, политический институт, будь то государство, политическая партия и т.п., обладает отдельным существованием, но он способен противопоставлять свою деятельность другим элементам политической системы. Особенно это проявляется в политической сфере антагонистических формаций. Человек раскрывается в своей взаимосвязи с политическими институтами и выступает как субъект политической воли, политического сознания, политической деятельности - предстает как политический субъект.

Духовная сфера представляет собой наиболее слабое образование с точки зрения системных связей. Не случайно именно в этой сфере наблюдается высокая степень отдельности каждого элемента — идеологии, институтов науки, образования и воспитания и т.д. В духовной сфере ориентация, учет индивидуальных качеств субъекта развиты наиболее полно. Духовное творчество в целом наиболее сращено именно с индивидуально-неповторимыми структурами человеческой жизни.

 Выводы: та сфера, в которой больше дают о себе знать следственные связи, оказывается менее развитой именно как системная целостность; при движении к духовной сфере значение, удельный вес индивидуальных качеств субъекта возрастают. Взаимосвязь общественных сфер можно рассмотреть сквозь призму многообразия различных «обликов» человека в сферах общественной жизни — экономический субъект, субъект труда, социальный, политический субъект, субъект духовного производства — раскрывает многокачественность проявлений человека. Круг людей, охватываемых различными качествами субъекта при движении от материально-производственной сферы к духовной, непрерывно сокращается. Так, качество экономического субъекта связывает человека со всем обществом, социального субъекта — с большими и малыми социальными группами, политического субъекта — с относительно небольшой группой людей, занятых в области общественного управления, духовного субъекта — с группами профессионалов, занятых духовным творчеством.

Изучение материально-производственной сферы, ее содержания, структуры, законов и т.д является первым шагом познания сфер. Полученные здесь знания таковы, что они открывают возможность перехода к познанию других сфер, прежде всего социальной.  Познание социальной сферы углубляет, социологически конкретизирует понимание материально-производственной сферы; познание политической сферы углубляет и конкретизирует понимание материально-производственной сферы и сферы социальной. Так, само существование и функционирование общества в условиях классов могут быть поняты только при учете роли, функций политической системы этого общества.Познание духовной сферы как бы венчает этот познавательный процесс. Здесь также наряду с открытием знания о новой сфере — духовной — делается шаг к более глубокому, теоретически конкретному постижению всех предыдущих сфер.

Оглавление

1. Основные концепции философии истории 1

2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители. 3

3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители 4

17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении 4

4. Этическая философия Эпикура 5

5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме 6

6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени 6

7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы 8

8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции 9

10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений 10

11. Специфика материалистической философии Л. Фейербаха 11

12. Диалектика природы и общества 12

55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике; 12

13. Философские вопросы в жизни современного человека 13

16. Роль личности и народных масс в истории 14

18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе 14

22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии. 14

19. Основной вопрос философии. 16

26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья; 16

20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике. 17

23. Пространственно-временные характеристики бытия; 17

21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли. 18

24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма; 18

27. Особенности философии эпохи Возрождения; 19

51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения 19

25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания; 20

28. Природа мышления. Язык и мышление; 20

29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество; 23

31. Социальные воззрения Ф. Бэкона и Т. Гоббса; 24

32. Апории Зенона, их философский смысл; 25

33. Основные характеристики философского знания, его структура; 26

34. Познание как предмет философского анализа; 27

36. Исторический смысл и значение философии позитивизма; 28

44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки; 28

35. Гражданское общество, нация, государство; 30

37. Основные формы и методы научного познания; 31

38. Общество как саморазвивающаяся система; 32

39. Социокультурный смысл учения софистов; 33

40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы; 33

41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению; 34

42. Особенности философии древней Индии и Китая; 36

43. Субъект и объект познания. Познание и творчество 37

45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии 38

46. Жизненный мир человека. 39

47. Бэконовское учение о методе и познании; 40

48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления; 40

49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора; 41

53. Проблема истины в философии и науке. 41

52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители. 42

54. Многообразие форм познания и типы рациональности. 43

56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме; 44

57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе; 45

58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии; 46

50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии; 47

59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» К. Поппера , «Свободное общество» Ф. Хайека.) 48

60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации 49

61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия; 50

63. Диалектики познания и практика; 51

64. Особенности теории познания И. Канта; 53

65. Философское понимание общества и его истории; 54

66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь. 56