logo search
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.

Средние века - 1000 лет от крушения Западной Римской Империи до открытия Америки.

Философия средних веков - это противоречивый сплав европейских, арабских, еврейских религиозно-философских течений.

Особенности средневековой философии - философия утрачивает самостоятельность и оказывается поставленной на службу религии, разрабатывается под бдительным контролем церкви, в рамках церковных институтов (институанальность).

Средневековая философия в своем развитии прошла через 2 этапа - деятельность отцов христианской церкви (патристика) и обоснование церковных догматов рациональным путем (схоластика, представители Ф. Аквинский, А. Великий).

Философская мысль средневековья была сосредоточена на теологии. В то же время происходит поворот к античному наследию (Аристотель, Платон)

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего.

Арабская и еврейская философия.

Арабская философия развивалась под сильным воздействием античного мира. Виднейшие представители - Аль Кинди, Аль Парабин, Авицена, Авероэс и т.д.

В отличии от Европы в арабском мире науки бурно прогрессировали. Авицена открыл новые пути в медицине, естествознании, философии и т.д. Авероэс - видный философ - дал толкование многим философским проблемам, например теории двойственной истинны. В рамках этой теории высказывается, что религия и философия имеют разные области познания. Религия изучает божественное, а философия - область реального мира.

Под влиянием арабской философии у евреев оживляется интеллектуальная жизнь, усиливается либерализм. Труды известного философа Мозес Май-Мамипа оказали большое влияние на Ф. Аквинского и А. Великого.