Лекция 3. Философия и наука. Г. Галилей и и. Ньютон план
Общекультурная характеристика периода.
Философская методология Г. Галилея.
Философия науки И. Ньютона
После подготовительного и не вполне оформившегося в философском отношении Возрождения только в XVII в. новая философия начинает осознавать свои цели и вырабатывать соответствующие средства их реализации. Возрождение израсходовало свой философский потенциал, в основном, на полемику с прошлым, тогда как ХVII век ориентирован уже на позитивную деятельность. При этом новая философия, более самостоятельная, чем философия Возрождения, была в то же время сильнее связана с философской традицией: разрабатывая новые методы и достигая новых результатов, она возвращается к "вечным" метафизическим проблемам, которые были центральными для средневековой философии. Но возврат происходит в принципиально новых условиях, когда бурно развивается естественнонаучное знание, что позволяет философии выступать с максималистскими программами, опирающимися на своеобразный синтез метафизических спекуляций с результатами и перспективами развития науки. ХVII век - это период великих метафизических систем, но весьма симптоматично, что начинается этот период деятельностью выдающегося ученого Г. Галилея, а завершается философией науки гениального ученого И. Ньютона с его знаменитым афоризмом "Физика, бойся метафизики!". Если проводить историко-философские аналогии, то ХVII в. был для Нового времени периодом философской классики – как ХIII в. для средневековья, а IV в до н. э. для античности. Великие философские системы ХVII в. возникли в условиях войн и социальных потрясений. Тридцатилетняя война(1618-1648гг.) в Центральной Европе; шведские интервенции в близлежащие страны; постоянная угроза со стороны Османской империи(в 1683г. турки были под Веной). Абсолютистские режимы в Испании и Австрии; диктатура Мазарини и Ришелье во Франции; полувековые революционные потрясения в Англии. Островком мира и свободы была только Республика Объединенных Нидерландов, возникшая в 1588г. в результате революции и освободительной войны против испанской короны. ХVII век -это время возрожденного могущества Ватикана, время религиозных проповедников (Боссюэ) и религиозных мистиков (святая Тереза), время суровой религиозности, янсенизма, Паскаля и Пор-Рояля. Кстати, в 1683г. Людовиком ХIV был отменён Нантский эдикт, гарантировавший во Франции свободу вероисповеданий.
В искусстве -это время барокко с его динамичностью и гигантоманией, когда строились дворцы Версаля, соборы святого Петра в Риме и святого Павла в Лондоне. Параллельно с барокко развивался и классический("палладийский") стиль в архитектуре, в некоторых странах(северная Италия, Англия, Голландия) даже доминировавший. Италия была родиной и классицизма (Палладио), и барокко(Бернини), в живописи она отходит на второй план, впадая в маньеризм и академизм, уступая первенство Голландии (Рубенс и Рембрандт) и Испании (Эль-Греко и Веласкес). Непревзойденных вершин достигает литература: Шекспир ("Гамлет"-1608г.), Сервантес ("Дон-Кихот"-1609г.), французские классицисты Корнель и Расин("Сид"-1631г.,"Федра” 1677г.), Мильтон ("Утраченный рай"-1667г.).
Практически осваиваются географические открытия недавнего прошлого: возникают английская(1600г.) и голландская (1602г.) Вест-индские компании, в 1620г. в Америку прибыл корабль " Мэйфлауэр" с европейскими переселенцами, в 1674г. основан Нью-Йорк, в 1693г .- Филадельфия. На ХVIIв. приходится множество научных открытий: в 1600г. Гильберт открыл явление земного притяжения, в 1611г. Кеплер сконструировал астрономический телескоп, в 1628г. Гильберт открыл явление электричества, а Гарвей - двойного кровообращения; в 1637г. Декарт разработал основы аналитической геометрии; в 1634 г. Торричелли изобрел барометр, в 1678г. Гюйгенс разработал волновую теорию света; в 1684г. Лейбниц открыл дифференциальное исчисление, а Ньютон - закон всемирного тяготения. В ХVII в. открыты известнейшие академии: Французская (1635г.) и английское Королевское общество (1662г.).
Первый период метафизических систем был кратким по времени, что характерно для всех периодов с максималистскими претензиями. Он охватывал всего лишь три поколения мыслителей. К первому поколению принадлежали еще последние представители философии Возрождения - Г. Чербери, Г. Гроций, Т. Кампанелла. Но это было и поколение Декарта, Галилея, Гоббса, выступивших с новыми философскими и научными идеями. Ко второму поколению принадлежат ученики Декарта - Паскаль, Арнольд, Николь и такие самостоятельные мыслители, как Н. Мальбранш, Б. Спиноза, "долгожитель" Гоббс, а также кембриджские платоники (Ральф Кэдворс и Генри Мур).Наиболее полно идеи этого периода выразили в своих сочинениях мыслители третьего поколения - Ньютон и Лейбниц, а также предвестники нового периода - Д. Локк и П. Бейль. Период закончился приходом поколения, выдвинувшего, на смену максималистской, осторожную эмпиристскую программу философствования: такой датой можно считать 1690г. - год выхода в свет основного философского труда Д. Локка - "Опыт о человеческом разуме". Но сформировавшийся в ХVII в. тип философствования уступает место не сразу и его крупнейший представитель Г. Лейбниц пережил Д. Локка - первого представителя следующего периода.
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)
Г. Галилей родился в г. Пиза (Италия), изучал медицину, математику и философию во Флоренции ,был с 1589г. профессором в Пизе и Падуе. Основные научные открытия и изобретения (закон падения тел, изобретение телескопа), сделавшие его родоначальником механики и астрофизики Нового времени, относятся к первому десятилетию ХVII в. В 1617г. обвинён в ереси за признание гелиоцентрической теории Коперника, был оправдан, но после издания "Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" (1632г.) привлечён инквизицией к суду (1633г.), на котором отрекся от коперникианства. На основе философского осмысления процесса и результатов своих естественнонаучных исследований Галилей сформулировал ряд новых идей научного познания. Его предшественниками в философско-методологических размышлениях были, наряду со средневековыми оккамистами, выдающиеся учёные эпохи Возрождения - Коперник, Леонардо да Винчи, Кеплер. Разделяя характерное для эпохи Возрождения неприятие аристотелевской теории познания, Галилей следует платоновской традиции в понимании роли априорных и математических факторов в познавательном процессе.
Основные труды: "Звездный вестник",1610; "Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой",1632.
Взгляды Г. Галилея.
Опытное знание. Галилей выступал против спекулятивного, не опирающегося на опыт, исследования природы: невозможно обнаружить новые планеты с помощью только логических аргументов или колдовских формул, принципиально отказываясь пользоваться телескопом, как это делали многие философы - современники Галилея. При этом Галилей был сторонником эмпирической науки, но вовсе не односторонним эмпириком. Наука должна опираться на опыт, но её не следует ограничивать только сбором фактов, ибо без осмысления фактов нет науки, а научное осмысление должно опираться на опыт.
Математический характер знания. Наука должна не только опираться на опыт, но и стремиться к точности своих выводов. А точность предполагает наличие возможности измерять исследуемые объекты. Следовательно, чтобы сделать естествознание точной наукой, необходимо: а) путем анализа найти те элементы природных объектов, которые поддаются измерению; б) путём синтеза воссоздать в сознании ученого исследуемый объект из этих уже научно "обработанных" элементов. Сочетание аналитического и синтетического методов Галилей считал необходимым условием точного научного исследования природы. Галилей называет два элемента явлений природы, которые поддаются измерению, а потому должны быть основой точных исследований естествознания: форму и движение. Именно они становятся для Галилея истинным предметом научного естествознания и благодаря им научное естествознание получает математическую форму, ибо "книга природы написана языком математики”. Такому подходу противостояли сторонники аристотелевской традици
Галилей полагал, что математические элементы вещей не только доступны точному исследованию, но и являются единственными объективными элементами, а всё остальное в вещах -это всего лишь наше субъективное дополнение, то есть субъективные чувственные качества. Он был первым мыслителем Нового времени, который высказался в пользу сформулированного еще Демокритом (но не принятого античными, а тем более - средневековыми философами) тезиса о субъективности чувственных качеств материальных объектов.
Наука как знание о явлениях. Поиск точности научного познания привёл к изменению самого предмета науки и ее основной задачи Традиционно задача науки о природе, сформулированная перипатетиками, состояла в поиске "сущности", или истинной "природы" каждой субстанции, любые свойства которой можно затем выявить путем логической дедукции. Ход рассуждений был следующим: тела по своей "природе" избегают пустоты, ибо пустота есть логическая противоположность тела. Или: на Солнце не может быть "пятен", ибо, как утверждал один из оппонентов Галилея, Солнце по своей "природе" есть наиболее светлое тело и не может выделять из себя противоположной его природе темноты. Галилей отказался от задачи проникновения в истинную "природу" вещей, считая это "безнадежным делом по отношению как к ближайшим, земным, так и к далёким, небесным субстанциям". Необходимо довольствоваться познанием определённых признаков и качеств вещей, что вполне возможно по отношению как к земным, так и к небесным телам и явлениям. От научного познания, считает Галилей, не нужно и невозможно требовать большего, чем его соответствие исследуемым явлениям. Этой программой было положено принципиальное различие между традиционной, сформулированной ещё перипатетиками, целью науки о природе и целями формирующейся науки Нового времени: первая хотела исследовать субстанции, вторая -только явления и отношения между ними, надеясь при этом открыть законы, ими управляющие. Программа традиционной науки хотела большего, чем могла, а потому не имела шансов быть реализованной и фактически препятствовала развитию науки, закрывая ей пути, на которых наука получала скромные, но реальные результаты.
Наука не имеет возможности исследовать истинную "природу" вещей, но она в состоянии изучать явления и определять управляющие ими законы. Этот переход от поиска сущности вещей к определению законов, как необходимых и устойчивых связей между явлениями, знаменует начало новой эпохи в развитии науки. Галилей был первым учёным-естествоиспытателем, сознательно и принципиально выразившим методологические тенденция науки Нового времени.
Законы природы, изучение которых Галилей считал основной задачей естествознания, он трактовал как устойчивые и необходимые причинно–следственные связи между явлениями, тогда как традиционная натурфилософия рассматривала природу с точки зрения её целесообразности. Целесообразно в природе, согласно старому, перипатетическому подходу, либо то, что совершенно, либо то, что соответствует человеку. Обе эти версии финализма Галилей считает неприемлемыми. Опровергая первую версию, он указывал, что только мания величия может делать слабый человеческий разум средоточием замыслов Бога и критерием всего, происходящего в мире. Против отождествления целесообразности с совершенством Галилей выдвигает следующий аргумент: невозможно определить, какая из геометрических фигур древнее и совершённое сама по себе, но если речь идет о сооружении стен, то прямоугольная фигура совершеннее сферической.
Суждения о целесообразности и совершенстве мира возможно и истинны, но они не входят в компетенцию науки, задачи которой значительно скромнее: достаточно быть, отмечает Галилей, хорошими работниками, обнаруживающими в недрах земли мрамор и добывающими его, чтобы скульптор выявил скрытые в нём чудесные формы.
В концепции науки Галилея философское значение имеют следующие методологические принципы: а) естествознание - это опытная наука; б) язык естествознания - математика; в) естествознание должно ограничиваться исследованием явлений; г) в природе действуют причинно-следственные, а не целевые законы. Многие естествоиспытатели следовали этим принципам и раньше, но только Галилей придал им чёткую формулировку и подтвердил собственной исследовательской деятельностью. Несмотря на оппозицию со стороны приверженцев традиционной концепции науки, научная методология Галилея, опирающаяся на эмпирическое, математическое, причинно-следственное понимание природы, привлекла внимание выдающихся ученых - естествоиспытателей ХVII в. Среди них особое место принадлежит И. Ньютону, своей философией науки положившему предел первому периоду метафизических систем.
ИСААК НЬЮТОН (1642-1727)
Если Галилей был посредником между естествознанием и философией в первой половине ХVII в.,то во второй половине ХVII в. таким посредником стал И. Ньютон - математик, физик, астроном, гениально сочетавший таланты теоретика и экспериментатора, творца и систематика.
По окончании Кембриджского университета Ньютон сразу был приглашён на кафедру натуральной философии; с 1703г. был президентом Лондонского королевского общества, причем ежегодно переизбирался вплоть до самой смерти; был членом парламента от научного сообщества, но политикой совсем не интересовался. Основное сочинение - знаменитые "Математические начала натуральной философии"(1687г.).
Интерес к философской проблематике был вызван у Ньютона результатами его собственных научных исследований, хотя, с другой стороны, он искал в философии, будучи верующим, ответы на волновавшие его религиозные вопросы. В этом смысле его философия не была чисто научной, имея двоякую ориентацию -научную и религиозную, а потому можно говорить о двоякого рода предшественниках Ньютона: а) великие ученые-естествоиспытатели (Коперник, Галилей, Кеплер), создатели новой науки о природе, близкие ему и методологическими взглядами; б) популярное в Англии ХVII в. религиозно-философское течение кембриджских платоников во главе с Г. Муром и Р. Кэдворсом.
Философские взгляды И. Ньютона.
Новое соотношение науки и философии. Открытый Ньютоном закон всемирного тяготения венчает цепь открытий естествознания Нового времени: будучи научно точным и в то же время предельно общим, он объясняет любое движение - и планет вокруг Солнца, и яблока, падающего с яблони. Натурфилософия Ньютона реализовала научную программу Галилея, его идеал научного знания, состоящий в гармонии опыта с математикой. Она отвечала требованиям противоположных философских направлений, преодолевая их крайности: опиралась на факты, чего добивались эмпирики, и давала дедуктивные обоснования, чего жаждали рационалисты. Спор об истинном методе, неразрешимый в рамках абстрактной философии, был решён в ходе поступательного развития науки. Точная наука о природе, опирающаяся на предложенную Ньютоном методологию, превратилась в достоверный факт. "Математические начала натуральной философии" не только заложили фундаментальные основы последующего развития физики, но стали образцом для других наук в их стремлении к точности и обоснованности и критерием совершенства в методологии любого научного знания.
Натурфилософия с её общими и чисто теоретическими проблемами традиционно была тесно связана с философией, соответствующим образом согласно своим предпочтениям определявшей как понимание, так и способы решения натурфилософских проблем. Ньютон впервые в истории философии сформулировал методологию естествознания, полностью независимую от любой общефилософской концепции. В результате естествознание, став самостоятельным методологически ,заняло в иерархии наук высшее место, дотоле принадлежавшее философии. И если раньше частные науки в развитии своей проблематики исходили из общефилософских концепций, то теперь учёные-естествоиспытатели философскими обобщениями результатов своих исследований начинают влиять на сам процесс и направление развития философии. Ньютон, будучи выдающимся представителем учёных нового типа, показал, как следует строить философию, опирающуюся на естествознание и математику. В следующем столетии этот подход стал доминирующим.
Концепция описательной науки. В понимании сущности науки Ньютон следует Галилею: объект науки -явления природы, её цель -нахождение устойчивых связей между явлениями. Из компетенции науки должны быть исключены трансцендентные причины явлений, ибо они выходят за границы опыта, а наука может опираться только на опыт. Всё, не следующее из явлений, гипотетично, а любые гипотезы - метафизические или физические - несовместимы с экспериментальной наукой. Например, исследуя тяжесть, физика устанавливает законы, которым она подчинена, но не выдвигает гипотез о её природе. Такого рода ограничения были направлены против господствовавших тогда естественнонаучных концепций - как аристотелевско-схоластической, так и картезианской. Ньютон понимает науку о природе как описание явлений, то есть тем способом, который ученые XIX в. неправомерно считают своим открытием. Причем даже сам термин "описание" использовался ближайшими учениками Ньютона: достаточно, отмечает ученик Ньютона Кейл, пользоваться вместо предлагаемой логиками дефиниции предмета только «описанием, с помощью которого он будет понят ясно и отчетливо».
Строго фактическим должно быть лишь основание (принцип) науки, после установления которого наступает очередь дедукции для выведения из этого основания следствий. Наука о природе, созданная Ньютоном, своею точностью и определённостью обязана соединению эмпирического опыта с логической дедукцией.
Метафизика. Однако на самом деле научные взгляды Ньютона не были свободны от гипотез, выходивших далеко за границы эмпирических фактов. Формулируя законы механики (три закона Ньютона), он вводит одновременно с понятием относительного пространства, известного из опыта, понятие абсолютного пространства, а также понятия абсолютного времени и абсолютного движения. Более того, полагая, что абсолютное пространство не обладает материальными свойствами, Ньютон делает вывод о его духовной природе (напомним, что если Ньютон отождествил пространство с духом, то Декарт отождествил его с материей). Такому пониманию абсолютного пространства он придавал большое значение с точки зрения его метафизических следствий: будучи противником метафизической трактовки науки, он не был противником метафизики вообще, причем его собственная метафизическая концепция была не натуралистической, а идеалистической. Ньютон считал материализм ложной метафизической теорией, усматривая особую ценность своих взглядов на природу в том, что они, ведя к признанию духовной природы абсолютного пространства, должны были стать неопровержимым аргументом против материализма.
Из концепции абсолютного пространства, обладающего духовной природой(здесь Ньютон следует кембриджским платоникам),Ньютон делает теологические следствия: пространство есть свойство абсолютной субстанции, или Бога, который через пространство как своеобразный орган активно реализует свою вездесущность. Будучи создателем новой науки, Ньютон вместе с тем своими религиозно-метафизическими взглядами продолжал поддерживать дух средневековой схоластики, сохранившей сильные позиции, в частности, в Кембридже.
Характерно, что Ньютон, разработавший методологию науки о природе, совершенно автономную по отношению к религии, результаты естественнонаучных исследований использовал как аргументы в поддержку истин христианства. В частности, он искал в этих результатах доказательство бытия Бога. Но если раньше таким доказательством считали, в первую очередь, целесообразность мира ,Ньютон, полагавший, что целесообразность в природе есть продукт человеческого заблуждения, ибо в природе действуют механические причинно-следственные связи, именно эту механичность природы положил в основу своего доказательства бытия Бога. Природа подобна машине, построенной человеком, а потому она не может не быть творением мыслящего существа, то есть мир, как совершеннейшая машина, сотворён совершеннейшим разумом, или Богом. Это доказательство бытия Бога, названное физико-теологическим, более всего соответствовало ориентированному на науку мировоззрению Нового времени и потому пользовалось наибольшим признанием. Таким образом, более других ученых ХVII в. способствовавший созданию автономной науки о природе (натуральной философии), Ньютон, используя результаты своих естественнонаучных открытий для подкрепления христианской веры, придал этой науке религиозно-метафизическую окраску.
Значение Ньютона для развития философии Нового времени состоит в следующем: а) создание методологических оснований науки о природе; б) соединение механистического естествознания с теологией, в значительной мере способствовавшее укреплению позиций религиозной философии, получившей опору в новой науке. Влияние Ньютона связано, прежде всего, с его научными взглядами и открытиями, положившими начало расцвету математики и математического естествознания. В Англии сформировалась группа "ньютонианцев", считавших Ньютона не только гениальным ученым, но и выдающимся философом: концепция абсолютного пространства и времени, а также физико-теологическое доказательство бытия Бога значили в их глазах не меньше, чем закон всемирного тяготения. Ньютону весьма близок научными и философскими взглядами был, в частности, выдающийся английский ученый Роберт Бойль (1627-1691), тоже занимавшийся общефилософскими проблемами науки о природе и её согласованием с религией. Влияние Ньютона не ограничивалось научными кругами. Деисты восприняли его концепцию отношения Бога к миру, что оказало колоссальное воздействие на формирование интеллектуальной культуры Просвещения - особенно после популяризаторских "Писем об англичанах” Вольтера, благодаря которым научные идеи Ньютона стали доступны широким кругам интеллигенции.
Что касается оппозиции, то она была направлена против двух, полярных друг другу элементов учения Ньютона: а) феноменалистичеcкой концепции науки (спор с Ньютоном вели сначала картезианцы, а затем - в Германий - школа Вольфа), б) концепции абсолютного пространства и времени, причем характерно, что ''естественники'' поддерживали Ньютона, а философы самых разных направлений - от рационалистов вольфовской школы до представителей французского Просвещения - выступали против.
- Введение
- Раздел 1. Подготовительный период (эпоха возрождения,XV-xvIвв.) Философы подготовительного периода
- Лекция 1. Человек и природа в философии Возрождения. План
- Лекция 2. Фрэнсис бэкон. Культура как "вторая природа" план
- Раздел II. Первый период метафизических систем (хvii век) Философы первого метафизического периода
- Лекция 3. Философия и наука. Г. Галилей и и. Ньютон план
- Лекция 4-5. Рене декарт и картезианство. План
- I. Метафизика.
- II. Теория познания и психология.
- III. Картезианская школа.
- Лекция 6. Томас гоббс и бенедикт спиноза план
- Взгляды т. Гоббса
- Лекция 7. Готфрид лейбниц план.
- Раздел III. Период просвещения и критики (хviii век). Философы периода Просвещения и критики
- Лекция 8. Джон локк. План
- Лекция 9. Джордж беркли и давид юм. План
- Лекция 10. Философия просвещения во франции. План
- Философия культуры ж-ж. Руссо.
- Лекция 11. Критическая философия и. Канта план
- Общие итоги третьего периода
- Раздел IV. Второй период метафизических систем
- Объективный идеализм шеллинга
- Диаликтический идеализм гегеля
- Лекция 14. А. Шопенгауэр и и. Гербарт план
- Лекция 15. Французский спиритуализм и английский радикализм
- Литература
- Раздел I. Подготовительный период (эпоха Возрождения, XV-xvIвв.)