Логика в России
Русские логики, такие, как П. С. Порецкий, Е. Л. Буницкий и многие другие, внесли существенный вклад в развитие логики на уровне мировых логических концепций.
Первый трактат по логике появился в России в Х в. Это был перевод философской главы из «Диалектики» византийского писателя VII в. Иоанна Дамаскина, которая представляла собой изложение работ Аристотеля и его комментариев. Первое систематическое учебное пособие по логике, включавшее аристотелевскую логику и отдельные идеи Гоббса, было подготовлено во второй половине XVII в. Тогда же в России начали распространяться отдельные идеи математической логики.
В XVIII в. в России появляются оригинальные логические результаты. Первым их добивается Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он вносит существенные изменения в традиционную силлогистику, предлагая свою классификацию умозаключений,
отграничивает суждение от грамматического предложения и др. Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788) в трактате «Заметки по логике, метафизике и космологии» («Annotationes in logicam, metaphisicam et cosmologiam») исследовал модальные суждения, подразделяя их на четыре вида — необходимые, невозможные, возможные и не невозможные, сформулировал систему правил для ведения диспутов.
Философ-материалист Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) одним из первых в мировой литературе поставил проблему необходимости логического анализа отношений, которого нет ни в логике Аристотеля, ни в логике средневековых схоластов. Он писал о суждениях, что они представляют собой сравнение двух понятий или познание отношений, существующих между вещами. А. Н. Радищев дает следующую классификацию умозаключений:' 1) «рассуждение» (т. е. силлогизм); 2) «уравнение», т. е. умозаключения равенства, основанные на следующей аксиоме: равные и одинаковые вещи состоят в равном или одинаковом союзе или отношении; 3) «умозаключения по сходству».
Русские видные публицисты В. Г. Белинский (1811—1848), А. И. Герцен (1812—1870), Н. Г. Чернышевский (1828—1889), Н. А. Добролюбов (1836—1861) активно интересовались философскими вопросами, в том числе проблемами логики. Белинский предостерегал от логических ошибок в ходе доказательства тезиса. А. И. Герцен выдвигал лозунг гармонического сочетания теоретического мышления и практической деятельности. Н. Г. Чернышевский утверждал, что понятие относительности знания не означает, что оно иллюзорно или необъективно, а лишь указывает на его незаконченность.
Крупнейшими русскими логиками XIX в. были Михаил Иванович Каринский (1840—1917) и его ученик Леонид Васильевич Рутковский (1859—1920), основные логические работы которых посвящены классификации умозаключений.
Основной замысел логической теории Карийского можно характеризовать как стремление построить аксиоматико-дедуктивную систему логики, исходя из основного отношения равенства (т. е. «тождества»), и в ней описать дедуктивные и индуктивные умозаключения, не используя элементов строгой формализации. Каринский в этой концепции примыкает к идеям Джевонса, что отметили уже его современники.
Заключение
Подводя итог можно перечислить основные выводы:
История логики насчитывает около двух с половиной тысячелетий и делится на следующие этапы: логика Древнего мира, логика эпохи Средневековья, логика Возрождения и Нового времени, современная логика.
Древняя логика как самостоятельная наука начинает формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. На начальных этапах развития логического знания в Древней Индии большое внимание уделялось умозаключению, которое отождествлялось с доказательством.
В Средние века логика в значительной мере подчинялась интересам богословия. В этот период теоритический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения естественной или божественной природы общих понятий.
В эпоху Возрождения происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания.
Новое время знаменательно всесторонним развитием логики.
Список использованной литературы
Бочаров В. А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984;
Гетманава А. Д. Логика. М., 1986.
Горский Д. П. Логика. М., 1963.
Горский Д. П. Иван А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.
Ивлев К). В. Логика. М., 1992. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1987.
Попов П. С., Стяжкип Н.И. Развитие логических идей в эпоху Возрождения. М., 1983; Попов Г1.С. История логики Нового времени. М., 1960.