2. Философская антропология.
Учение о бытие - онтология. Онтологией назвали «первую философию», сведя ее объект к объяснению сущего, его начала, свойств и форм. Понятие бытие появилось в метафизике, которая воспринималась как более развитая форма философии, чем натурфилософия.
Принято разделять основные формы бытия:
а) бытие вещей, состояние процессов «первой природы» и бытие вещей «второй природы», созданных человеком;
б) бытие человека как биосоциального существа;
в) индивидуальное духовное бытие и объективированное (воплощенное в реальности) духовное бытие;
г) социальное бытие (отдельного человека и общества в целом).
При рассмотрении социального, общественного бытия вместо категории бытие употребляют понятие «существование», т.е. бытие рассматривают на уровне сущности.
Категория «бытие» раскрывается через другие философские категории: субстанция, пространство, время, движение, сознание и др. Субстанция означает то, что в основании, является основой многообразного и целостного мира.
Понятие материя в истории философии формировалось в несколько этапов. В античности материя отождествлялась с той или иной стихией (милетская школа). Затем, от Демокрита по Новое время (Гольбах, Гельвеций) – с атомами, с веществом, с комплексом свойств вещества (вес, непроницаемость и т.д.). С ХХ в. Категория материя понимается как объективная реальность.
Современные научные исследования показали, что материя имеет дискретное, прерывистое строение (частицы, молекулы, тела…звезды) и в то же время непрерывна (поле). Вещество и поле – два основных вида существования материи. Вещество имеет упорядоченную структуру и механическую массу. Структура – это устойчивые связи между элементами системы.
От микро- до макромира материя имеет структурные уровни организации. В неорганической природе это, соответственно, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела и поля, планеты, звезды, Вселенная; в органической - РНК, ДНК, белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биосфера; в обществе также множество взаимопересекающихся систем- человек, семья, коллектив, народ, общество.
Материя постоянно находится в движении, это способ ее бытия. Движение так же неуничтожимо и вечно, как и сама материя. В античности движение понимали лишь как пространственное передвижение. Научное определение движения дано Энгельсом: движение – это всякое изменение вообще, начиная с механического перемещения и кончая сознанием человека. Это сложный процесс, представляющий собой единство абсолютного и относительного. Движение способ существования материи и, как ее атрибут, вечно. Покой относителен, он - частный случай движения. Движение абсолютно.
Философская антропология – это учение о бытие человека. Современная философия подходит к определению человека комплексно. Он – существо природное и общественное. Как представитель рода «Гомо сапиенс», человек генетически связан с другими формами живого, как социальное существо, он наделен разумом, речью, способен создавать раздавать орудия труда. Его сущность – это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Как явление человек богаче своей сущности. Оно включает такие составляющие, как биологическая (анатомо-физиологические особенности), психологическая (чувства, память, воля, мышление), социальная (мировоззрение, знание, ценностные установки и т.д.).
Иными словами, человек – биосоциальное существо, уникальное, универсальное, открытое миру, целостное. Его эволюция не завершена. Человек – это открытая живая система. Абсолютизация одной из сторон ведет либо к биологизаторству (социал-дарвинизм, расизм) либо к социологизаторству (концепция чистой доски Локка).
Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Он сам определяет его, опираясь на объективные знания. Не существует единого понимания смысла жизни для всех времен и народов. Представление об этом зависит от эпохи и от самой личности.
В истории философии при определении смысла жизни существуют различные концепции: гедонизм (жить - значит наслаждаться), аскетизм (жизнь – отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов), утилитаризм (из всего извлекать пользу), эвдемонизм - стремление к счастью, прагматизм (цель жизни оправдывает любые средства ее достижения), этика долга (самопожертвование во имя служению идеала, будь верен долгу), гуманизм и другие.
М.Шелер - основоположник философской антропологии, считал, что вопрос: «Что есть человек?» - самый главный среди других вопросов. Человека следует рассматривать с точки зрения тех сил и возможностей, которые им движут и которые он приводит в движение. Жизнь как один из способов антропологического дуализма духа и жизни, по Шелеру, является чем-то общим для человека и всего остального органического мира. Человек может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни. Будучи изначально свободным, человеческий дух способен постичь бытие предметов и собственное человеческое бытие в мире. Дух способен самореализоваться на личностной основе.
Гелен, развивая идеи Шелера, также пишет о двойственной природе человека. Он подчеркивает, что культура является определяющей сущностью человека. Как творец культуры, человек преодолевает недостатки своей животной природы.
В истории философии при рассмотрении феномена человека используются ряд взаимосвязанных категорий: родовое понятие - человек, индивид – как отдельный представитель рода, личность – как совокупность социальных качеств, дух – коллективная душа народа, душа (психея) – то, что делает человека человеком, экзистенция – существование, любовь – чувства человека, направленные вовне, жизнь и смерть и т.д.
Лекция 12.
Философия политики и истории
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.