logo search
Филос / Лекц комплекс

2. Философская антропология.

Учение о бытие - онтология. Онтологией назвали «первую философию», сведя ее объект к объяснению сущего, его начала, свойств и форм. Понятие бытие появилось в метафизике, которая воспринималась как более развитая форма философии, чем натурфилософия.

Принято разделять основные формы бытия:

а) бытие вещей, состояние процессов «первой природы» и бытие вещей «второй природы», созданных человеком;

б) бытие человека как биосоциального существа;

в) индивидуальное духовное бытие и объективированное (воплощенное в реальности) духовное бытие;

г) социальное бытие (отдельного человека и общества в целом).

При рассмотрении социального, общественного бытия вместо категории бытие употребляют понятие «существование», т.е. бытие рассматривают на уровне сущности.

Категория «бытие» раскрывается через другие философские категории: субстанция, пространство, время, движение, сознание и др. Субстанция означает то, что в основании, является основой многообразного и целостного мира.

Понятие материя в истории философии формировалось в несколько этапов. В античности материя отождествлялась с той или иной стихией (милетская школа). Затем, от Демокрита по Новое время (Гольбах, Гельвеций) – с атомами, с веществом, с комплексом свойств вещества (вес, непроницаемость и т.д.). С ХХ в. Категория материя понимается как объективная реальность.

Современные научные исследования показали, что материя имеет дискретное, прерывистое строение (частицы, молекулы, тела…звезды) и в то же время непрерывна (поле). Вещество и поле – два основных вида существования материи. Вещество имеет упорядоченную структуру и механическую массу. Структура – это устойчивые связи между элементами системы.

От микро- до макромира материя имеет структурные уровни организации. В неорганической природе это, соответственно, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела и поля, планеты, звезды, Вселенная; в органической - РНК, ДНК, белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биосфера; в обществе также множество взаимопересекающихся систем- человек, семья, коллектив, народ, общество.

Материя постоянно находится в движении, это способ ее бытия. Движение так же неуничтожимо и вечно, как и сама материя. В античности движение понимали лишь как пространственное передвижение. Научное определение движения дано Энгельсом: движение – это всякое изменение вообще, начиная с механического перемещения и кончая сознанием человека. Это сложный процесс, представляющий собой единство абсолютного и относительного. Движение способ существования материи и, как ее атрибут, вечно. Покой относителен, он - частный случай движения. Движение абсолютно.

Философская антропология это учение о бытие человека. Современная философия подходит к определению человека комплексно. Он – существо природное и общественное. Как представитель рода «Гомо сапиенс», человек генетически связан с другими формами живого, как социальное существо, он наделен разумом, речью, способен создавать раздавать орудия труда. Его сущность – это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Как явление человек богаче своей сущности. Оно включает такие составляющие, как биологическая (анатомо-физиологические особенности), психологическая (чувства, память, воля, мышление), социальная (мировоззрение, знание, ценностные установки и т.д.).

Иными словами, человек – биосоциальное существо, уникальное, универсальное, открытое миру, целостное. Его эволюция не завершена. Человек – это открытая живая система. Абсолютизация одной из сторон ведет либо к биологизаторству (социал-дарвинизм, расизм) либо к социологизаторству (концепция чистой доски Локка).

Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Он сам определяет его, опираясь на объективные знания. Не существует единого понимания смысла жизни для всех времен и народов. Представление об этом зависит от эпохи и от самой личности.

В истории философии при определении смысла жизни существуют различные концепции: гедонизм (жить - значит наслаждаться), аскетизм (жизнь – отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов), утилитаризм (из всего извлекать пользу), эвдемонизм - стремление к счастью, прагматизм (цель жизни оправдывает любые средства ее достижения), этика долга (самопожертвование во имя служению идеала, будь верен долгу), гуманизм и другие.

М.Шелер - основоположник философской антропологии, считал, что вопрос: «Что есть человек?» - самый главный среди других вопросов. Человека следует рассматривать с точки зрения тех сил и возможностей, которые им движут и которые он приводит в движение. Жизнь как один из способов антропологического дуализма духа и жизни, по Шелеру, является чем-то общим для человека и всего остального органического мира. Человек может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни. Будучи изначально свободным, человеческий дух способен постичь бытие предметов и собственное человеческое бытие в мире. Дух способен самореализоваться на личностной основе.

Гелен, развивая идеи Шелера, также пишет о двойственной природе человека. Он подчеркивает, что культура является определяющей сущностью человека. Как творец культуры, человек преодолевает недостатки своей животной природы.

В истории философии при рассмотрении феномена человека используются ряд взаимосвязанных категорий: родовое понятие - человек, индивид – как отдельный представитель рода, личность – как совокупность социальных качеств, дух – коллективная душа народа, душа (психея) – то, что делает человека человеком, экзистенция – существование, любовь – чувства человека, направленные вовне, жизнь и смерть и т.д.

Лекция 12.

Философия политики и истории