64. Особенности теории познания и. Канта;
Латинские термины Иммануила Канта: Априори - знание, полученное до опыта и не поверяемое из опытным путем. Апостериори - знание, полученное из опыта Трансцензус - выход за рамки опыта, за мир ощущений, невозможен в мире вещей, но возможен в умопостижимом мире.
Существует 2 Мира: 1) Феноменальный мир (мир вещей) - мир природной причинности, т.е. человек подчиняется законам природы 2) Ноуменальный мир (мир умопостижения) - мир свободной причинности, т.е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни.
В человеке существует 3 позновательные способности или 3 формы сознания:
-чувственное. Ощущения, которые мы получаем от окружающих предметов. Эти ощущения хаотичны. Но в результате синтеза с априорными формами чувственности этот мир приходит в порядок, но этого ещё недостаёт, чтобы объективно судить о нем.
- рассудочное. Рассудок – это мышление, которое оперирует понятиями и категориями. Выполняет функцию приведения многообразия чувственного материала с помощью десятичных форм познания в единство понятий и категорий. Не предмет является источником знания о нем в виде понятий и категорий, а формы рассудка, т.е. понятия и категории конструируют предмет. Мы можем понять лишь то, что сами создаем в голове. По Канту достоверность знаний может быть синтезом чувств и рассудка. Говорил, что ощущения сами по себе без понятия рассудка слепы, а понятия без рассудка сами по себе без ощущения пусты.
- разумное. Высший этап в познании. В отличие от рассудка разум обрабатывает идеи, которые выходят за границы нашего опыта (дружба, мир, любовь)
В человеческом сознании есть априорные формы чувственности рассудка и разума. Априорные формы чувственности:- пространство,- время
Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.
Априорными формами рассудка являются категории
Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание) Апостериорные суждения: некоторые лебеди - бывают черными, докажите нам это на опыте - опыт человек изменчив.
Наука не может опираться на апостериорные суждения (некоторые лебеди черные) т.к. человеческий опыт изменчив и недостоверен. Априорные суждения: все люди смертные. Наука может опираться на априорные суждения (все люди смертные) т.к. они не зависят от недостоверного опыта.
Деятельность Канта делится на два периода: докритический и критический.
Докритический занимается проблемами естествознания, физикой, астрономией. Разрабатывает гипотезу о том, что мир бесконечен, количество миров бесконечно. Миры рождаются и умирают. Но уже тогда Кант задумался об ограниченности способностей человеческого разума.
Критический. Формирует вопросы:- что я могу знать?- что я должен знать?- на что я могу надеяться?
Кант исходит из главного требования о том, что каждое философское исследование надо основывать на познавательных возможностях человека и тех границ, до которых простирается наше знание. Совершил переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по собственным законам, т.е. сделал гносеологию основой философии. Предложил рассматривать не структуру познавательной субстанции, а специфику познающего субъекта. Исследуя проблему достоверности познания, считал, что связь между предметами носит не столько логический, сколько синтетический характер. Вводит представление об априорных формах чувствительности: пространства и времени.
В познании объект открывается только теми сторонами, которые наши ощущения в состоянии воспроизвести. В остальном он закрыт для познания. Отсюда по Канту «вещь в себе» обозначает некую границу нашего познания, которая определяется не извне, а изнутри. (вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.)
Антиномия - это противоречия, которые говорят о бессилии разума и его неспособности постичь вещи в себе и выйти за границы опыта. Антиномии- несовместимые друг с другом противоречия, каждое из которых можно доказать логически безупречно: Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.
Агностицизм Канта Считал, что ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат лишь субъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями. Отсюда наши ощущения ничего общего не имеют с воздействием вещей.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.