logo search
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

64. Особенности теории познания и. Канта;

Латинские термины Иммануила Канта: Априори - знание, полученное до опыта и не поверяемое из опытным путем. Апостериори - знание, полученное из опыта Трансцензус - выход за рамки опыта, за мир ощущений, невозможен в мире вещей, но возможен в умопостижимом мире.

Существует 2 Мира: 1) Феноменальный мир (мир вещей) - мир природной причинности, т.е. человек подчиняется законам природы 2) Ноуменальный мир (мир умопостижения) - мир свободной причинности, т.е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни.

В человеке существует 3 позновательные способности или 3 формы сознания:

-чувственное. Ощущения, которые мы получаем от окружающих предметов. Эти ощущения хаотичны. Но в результате синтеза с априорными формами чувственности этот мир приходит в порядок, но этого ещё недостаёт, чтобы объективно судить о нем.

- рассудочное. Рассудок – это мышление, которое оперирует понятиями и категориями. Выполняет функцию приведения многообразия чувственного материала с помощью десятичных форм познания в единство понятий и категорий. Не предмет является источником знания о нем в виде понятий и категорий, а формы рассудка, т.е. понятия и категории конструируют предмет. Мы можем понять лишь то, что сами создаем в голове. По Канту достоверность знаний может быть синтезом чувств и рассудка. Говорил, что ощущения сами по себе без понятия рассудка слепы, а понятия без рассудка сами по себе без ощущения пусты.

- разумное. Высший этап в познании. В отличие от рассудка разум обрабатывает идеи, которые выходят за границы нашего опыта (дружба, мир, любовь)

В человеческом сознании есть априорные формы чувственности рассудка и разума. Априорные формы чувственности:- пространство,- время

Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.

Априорными формами рассудка являются категории

Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание) Апостериорные суждения: некоторые лебеди - бывают черными, докажите нам это на опыте - опыт человек изменчив.

Наука не может опираться на апостериорные суждения (некоторые лебеди черные) т.к. человеческий опыт изменчив и недостоверен. Априорные суждения: все люди смертные. Наука может опираться на априорные суждения (все люди смертные) т.к. они не зависят от недостоверного опыта.

Деятельность Канта делится на два периода: докритический и критический.

  1. Докритический занимается проблемами естествознания, физикой, астрономией. Разрабатывает гипотезу о том, что мир бесконечен, количество миров бесконечно. Миры рождаются и умирают. Но уже тогда Кант задумался об ограниченности способностей человеческого разума.

  2. Критический. Формирует вопросы:- что я могу знать?- что я должен знать?- на что я могу надеяться?

Кант исходит из главного требования о том, что каждое философское исследование надо основывать на познавательных возможностях человека и тех границ, до которых простирается наше знание. Совершил переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по собственным законам, т.е. сделал гносеологию основой философии. Предложил рассматривать не структуру познавательной субстанции, а специфику познающего субъекта. Исследуя проблему достоверности познания, считал, что связь между предметами носит не столько логический, сколько синтетический характер. Вводит представление об априорных формах чувствительности: пространства и времени.

В познании объект открывается только теми сторонами, которые наши ощущения в состоянии воспроизвести. В остальном он закрыт для познания. Отсюда по Канту «вещь в себе» обозначает некую границу нашего познания, которая определяется не извне, а изнутри. (вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.)

Антиномия - это противоречия, которые говорят о бессилии разума и его неспособности постичь вещи в себе и выйти за границы опыта. Антиномии- несовместимые друг с другом противоречия, каждое из которых можно доказать логически безупречно: Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

Агностицизм Канта Считал, что ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат лишь субъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями. Отсюда наши ощущения ничего общего не имеют с воздействием вещей.