logo search
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

63. Диалектики познания и практика;

В своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности.(понятие противоположностей ,покоящегося и изменяющегося)

    Гераклит(первый диалектик), указал на взаимодействие противоположностей ,утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего . Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом (законом). Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно, движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей.

Термин «диалектика» в смысле метода философствования, когда в ходе беседы находятся и снимаются ложные представления, в результате чего доказательно устанавливаются искомые понятия, впервые применил Сократ. Диалектикой стал называться, по сути, метод, которым пользовался Сократ для определения понятий. Для Сократа целью познания было понимание, в первую очередь, идеи добра, которое он понимал как красоту и истину. Диалектика Сократа призвана разделять предметы по родам и устанавливать свое общее в каждом роде различенных предметах – находить общие определения (групп) предметов. Это достигается в ходе беседы.

Платон представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Платон определяет диалектику в ряде своих, как искусство сочетания родов и как очищенную от образов мысль. В диалектике Платона метод двухстадийный: сначала происходит восхождение от низших понятий к высшим, нахождение идеи за счет подведения под нее разных вещей, а потом осуществляется нисхождение к низшим понятиям, определение видов, что Платон связывает с проверкой гипотез. Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему исследованию, но при этом утверждалось, что развитие порождается активностью присущей вещам формы. Аристотель первым начал уделять внимание прошлому, проводя аналогии с настоящим

Вопрос о начинании диалектического познания поставил И. Кант. он освободил диалектику от видимости произвола (в частности, понимания как диалога).В философии Канта диалектика относится уже не к объектам и к предметам, а к познанию.Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля(177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма.Он определил самоконструирующий себя путь познания, указал на универсальные связи мира, познания и мышления, определил категории мышления, создал систему понятий диалектики. Существенная позитивная особенность идеалистической  философии  Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа, закона , развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы.Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы . Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом".

Диалектика в исследованиях Маркса была сведена к рациональности диалектики и возможности ее материалистического представления, а также к ее использованию для решения конкретных задач. Одними из главных достижений К. Маркса на основе рационализации диалектики были 1) формирование материалистического метода на основе учета историчности событий и их логической интерпретации, 2) понимание закономерности развития природы и общества и 3) раскрытие диалектики буржуазного общества, изложенной в «Капитале».Диалектика К. Марксом не понималась в собственном смысле, объективно, признавалась единственность рационально-материалистического представления диалектики. Поэтому диалектика К. Марксом понималась как материалистическая теория познания, каковой и осталась в понимании материалистов.