logo search
методичка по ИЗФ

Философия Иоанна Скотта Эриугены

Эриугена: известные факты биографии. Характер его творчества. Основные произведения Эриугены.

Спор о предопределении во франкской Церкви. Готтшальк и его учение. Рабан Мавр и Гинкмар Реймский. «De predestinatione» Иоанна Скотта: оригенизм (пелагианство) против августинианства?

«Periphyseon seu De divisione naturae» Эриугены: план и структура произведения. Метод Эриугены. Платонизм Эриугены. Спор о пантеизме Иоанна Скотта. Библейские тексты: антикейномены у Эриугены. Греческие и латинские авторитеты в произведении Эриугены: попытка примирения. Четыре формы «универсальной природы».

Учение Эриугены о «творящей и нетворимой» природе: Бог-в-себе. Апофатический метод в «Перифюсеон». Принципиальная непознаваемость первой формы природы. «Бог не знает, что он есть, потому что он не есть что»: вопрос о quidditasБога.

Учение Эриугены о «творящей и творимой природе»: Логос и примордиальные причины. Исхождение причин в действия. Андрогинность первочеловека и его дальнейшее разделение. Вопрос о «Филиокве». Логос и Эдем. Гексамерон Эриугены.

Учение Эриугены о «нетворящей и не творимой природе»: мир единичных теофаний. Понятие теофании. Субстанция и акциденция. Материя. Разделения в мире.

Учение Эриугены о “нетворящей и нетворимой природе”: возвращение творения к Богу. Противоречие латинских и греческих отцов по поводу соединения духовной и телесной природы: Боэций и Августин против Максима Исповедника. Решение этого вопроса у Эриугены. Апокатастасис и наказание грешников: концепция «внутреннего Ада».

Система Эриугены как схоластическая философия. Принципы manifestatioиconcordantiaПанофского у Эриугены. Роль и место Эриугены в истории философии.