logo search
УМКД Философия часть 2

3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»

В третьем вопросе необходимо проанализировать революционность и консерватизм как выражение антиномичности характера русского народа. Н.Г. Чернышевский. Проблема человека и его свободы. Антропологический принцип и материализм. Социализм. Принцип причинности. Выход из кризиса раннего капитализма в возвращении к земле, к идее аграрности России, к личной свободе и общинному укладу жизни. Народничество П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского. Основные идеи субъективной социологии: субъективно-ценностный метод, эмпиризм, биологизм, герои и толпа, телеология. «Сущность истории - переработка культуры в цивилизацию» (П.Л. Лавров). Становление целостной личности как критерий прогресса. Прогрессирует не человек, а общество, значит, задача революционной социологии - превратить общество в орудие личности. Социализм как форма возвращения народовластия. Возможность некапиталистического развития России. Террор как основное средство борьбы с самодержавием. Русский анархизм: М.А. Бакунин, князь П.А. Кропоткин. «Религиозная романтика» М.А. Бакунина. Его убежденность, что вера в Бога и религиозная среда стоят у истоков всех сфер творчества и определяют его смысл. «Гегельянство» М.А. Бакунина и обращение к философской антропологии. Анархизм, отрицание государства, критика государственного социализма и «диктатуры пролетариата» К. Маркса как общества авторитарного коммунизма. Естественно-научная синтетическая философия П.А. Кропоткина. «Биосоциалистический закон взаимной помощи» как принцип прогресса и исторических революций. Антиисторическая суть государства и смысл анархо-коммунизма. «Этическое» П.А. Кропоткина. Русский марксизм Г.В. Плеханова. Критика народничества, терроризма, возможности для России миновать капитализм. Обоснование применимости учения К. Маркса и Ф. Энгельса к условиям России и убежденность в социалистическом будущем России. Его отношение к социалистической революции. Критика попыток соединить марксизм с чуждыми диалектическому и историческому материализму философскими идеями кантианства, неокантианства и позитивизма. Развитие философии марксизма в России А.А. Богдановым, Л.И. Аксельродом, Н.И. Бухариным, А.М. Дебориным, В.И. Лениным, А.В. Луначарским, И.И. Скворцовым-Степановым. Позитивистские течения в русской социал-демократии. Критика В.И. Лениным эмпириомонизма как формы эмпири окритицизма.

4. Философия всеединства В.ССоловьева

В четвертом вопросе следует раскрыть основные аспекты философии всеединства В.С. Соловьева. Онтологическое всеединство как божественный прообраз бытия в Абсолюте единства и множества. Два полюса в Абсолюте: Мир и Бог. Человек как посредник между ними: пантеистическая метафизика В.С. Соловьева. Учение об идеях. Всеединство в гносеологии как принцип цельного знания. Три источника познания: чувства, разум, мистическое созерцание (интеллектуальная интуиция). Познавательное значение веры. Теократическая утопия всеединства в истории. Учение о Богочеловечестве. «София» как духовное всеединство мира. Эрос как личностная форма всеединства. «Теургия» как всеединство спасения в богочеловеческом процессе. «Русская идея» как объединение трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I), «Свободной Руси» (дух декабристов и А.С. Пушкина).

5. Русский космизм (от Н.ФФедорова до В.ИВернадского)

Раскрывая пятый вопрос следует отметить, что русский космизм как направление русской философии XX в., рассматривает космос, природу и человека в качестве единого взаимосвязанного целого, воплощенного всеединства. Н.Ф. Федоров и его «Философия общего дела». Идея устройства жизни в соответствии с ее смыслом. Необходимость соединения философии и науки с жизнью. Евангелие как программа действия людей в мире. Размышления о небратском состоянии мира. Критика современной цивилизации. Проблема смерти, бессмертия и воскрешения у Н.Ф. Федорова. Смерть как основание зла. Борьба за покорение темных сил смерти - общая задача человечества. Космическая этика К.Э. Циолковского. Учение о живом космосе и жизни как неотъемлемой черте комического бытия. Теория ноосферы В.И. Вернадского: зародыш нового типа науки, новый тип рациональной мифологии, возвращение к типу цельного знания, называемого в древности мудростью. Философская система космических монад Н.В. Бугаева. Его идеи о Космосе как совокупности бесчисленного множества духовных единиц - монад. Концепция монад как концентрация энергии, знаний, «воспоминаний прошлого». Учение о том, что, благодаря жизни и взаимодействию космических монад, возможна не только земная, но и вселенская цивилизация. Философская система космической биологии А.Л. Чижевского: развитие жизни на Земле как происходящее не только под влиянием внутренних причин, но и под влиянием Космоса. «Солнцепоклонничество» А.Л. Чижевского.