logo search
Kotsuba

Николай Александрович Бердяев

Бердяев констатирует кризис философии в познании бытия мира отлично от бытия субъекта, а для любого здравомыслящего человека понятно существование объективной реальности. Выход из тупика Бердяев видит в изучении самого человека. Он считает, что мысль не может начинаться с самой себя, здесь нужно обратиться к религии. Человек является, в отличие от всего, свободным, поэтому человек должен противодействовать природе, самоутвердиться — этим объясняется технический процесс. Человек должен быть свободным от общества, потому что оно ущемляет его свободу. Чем тогда заниматься? Бердяев находит ответ в том, что человек должен заниматься творчеством. Творчество Бердяев понимает широко: это и наука, и философия, и постижение смысла бытия, и, в особенности для Бердяева, мистика. Мистика позволяет приобщиться к божественной реальности.

В дальнейшнем Бердяев обращается к религиозной теме, став выразителем «нового религиозного сознания», характерного для «серебряного века». По его мнению, религия проходит 3 стадии:

1)стадия Ветхого Завета, ограничения законами;

2)стадия Нового Завета, внутреннего избавления от греха; даётся свобода человека;

3)последняя стадия, в которой свобода проявится положительно в творчестве. Бердяев считает себя пророком последней стадии. Он призывает оставить христианский

путь восхождения к Богу, избрав только творческий. Это вызвало ряд противоречий: с одной стороны, Бердяев признает необходимость избавления от греха, но в новую эпоху этот этап можно не переходить. Религиозная принадлежность становится несущественной для развития человека, Бердяев полагает, что мистика везде одна.

После революции Бердяев переключается на другую важную тему: социальную пробле­ матику. Будучи изначально приверженцем марксизма, он продолжал поддерживать борьбу за социальную справедливость, за жизнь без угнетения. Марксизм есть противник капита­ лизма, который подавляет личность, делая материальные ценности более важными, чем все остальные: капиталистические отношения не только несправедливы, но и бездуховны. Тем не менее, Бердяев выступает и с критикой марксизма, потому что он тоже провозглашает главенство материальных ценностей. Марксизм так же подавляет личность, ставя коллек­ тивное выше личного. Русский марксизм отразил характерную черту русской культуры —

миссионизм, установление квазирелигиозных целей и ценностей.

Бердяев с годами всё больше и больше провозглашал свободу человека, его взгляды стали приближаться к взглядам Ницще. Его стали привлекать бунтари, сектанты и прочие отщепенцы, в которых он видел провозвестников свободы. Он стал утверждать, что свобода человека не может быть ограничена Богом, свобода — начало, от которого зависит сам Бог; поэтому его учение не получило продолжение у христианских мыслителей.