2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
Раскрывать второй вопрос следует с характеристики позитивизма как, с одной стороны, парадигмальной гносео-методологической установки, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания, с другой стороны, как философское направление, фундированное означенной установкой. Далее необходимо проанализировать эволюцию позитивизма через характеристики следующих его этапов: так называемый «первый позитивизм» (О. Конт, Милль, Г. Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.); «второй позитивизм» (Авенариус, Мах); «третий позитивизм», или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический позитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, Гедель и др.); постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок). Характеризуя герменевтику как направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия, следует выделить это понятие как в узком смысле (совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и др.), так и в широком смысле, как философскую герменевтику, которая видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга. Необходимо также показать эволюцию герменевтики: от искусства толкования воли богов или божественного намерения в античности (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания) до как порождения новых смыслов в диалоге традиций. При этом важно отметить важный вклад в развитие герменевтики таких философов как Шлейермахер, Г. Дильтей, Рикер, Г. Гадамер, Ю. Хабермас и др. В заключение ответа на этот вопрос следует отметить, что структурализм - это обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем. Начало формирования структуралистской методологии датируется выходом в свет «Курса общей лингвистики» Соссюра, в котором содержатся две интенции, фундаментальные для последующего развития этого метода. Во-первых, рассматривая язык как упорядоченную от простейших до сложных уровней систему знаков, Соссюр полагает источник его способности обозначать и выражать нечто - только во взаимосвязи каждого элемента с другими, включенности элементов в определенную систему отношений. Тем самым была намечена резкая антитеза как позитивистскому атомизму, пытающемуся выделить «конкретные языковые сущности», элементарные единицы значения, из которых складывается язык; так и эволюционной лингвистике, игнорирующей синхронический аспект изучения языка в пользу диахронического. Во-вторых, в «Курсе...» было выдвинуто стратегически важное положение об отсутствии субстанции языка: даже на уровне простых звуков мы сталкиваемся не с частицей «материи» языка, а с парами взаимоотрицающих элементов, деструктивными фонемами, чистым, без носителя, различием. Также необходимо охарактеризовать вклад в развитее структурализма таких выдающихся философов второй половины XX столетия, как М. Фуко, Р. Барт, Лакан и др. В общем структурализм может быть представлен как суперпозиция ряда определяющих для XX в. философских стратегий: 1) десубстанциализации традиционной метафизики, систематически начатой еще Кантом и наиболее драматично продолженной Ницше; 2) экспликации внеразумных оснований разума, вехами развития которой стали работы К. Маркса и З. Фрейда; 3) неорационализма, полемизирующего с романтическими, интроспекционистскими философскими течениями.
3. Экзистенциализм. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. Концепция бытия, мира и человека.
При ответе на третий вопрос вначале проанализируйте значение термина «экзистенциализм» и рассмотрите предысторию этого учения. Выясните, каких мыслителей экзистенциалисты считают своими предшественниками, кто и когда ввел в философский обиход термин «экзистенция». Покажите, в чем состоит главная особенность философского подхода экзистенциалистов к решению проблемы бытия и человека, чем обусловлен характер их размышлений, какому типу философствования они противопоставляют свою позицию. Далее следует сравнить способы решения указанной проблемы представителями двух основных направлений экзистенциализма: атеистического (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозного (Н.А. Бердяев, К. Ясперс, М. Бубер, Г. Марсель). На примерах различных учений экзистенциального типа выясните подходы к исследованию вопроса: каким образом сущность человека, осознание им собственного существования влияет на сам характер его существования и отношение к смерти? В заключение необходимо раскрыть важнейшие для экзистенциализма понятия: свобода и «пограничная ситуация». Обратите внимание на трактовку экзистенциалистами взаимосвязи нравственной свободы человека и соблюдения свободы других людей. Выясните, какими путями, кроме переживания пограничных ситуаций, по мнению представителей этого учения, человек может «прозреть» суть своего бытия.
Основные понятия темы: Воля, власть, воля к власти», воля к жизни, воля к познанию, иррационализм, рационализм, сверхчеловек, архетип, бессознательное, либидо, психоанализ, сублимация, фрустрация, экзистенция, трансцендентное, пограничная ситуация, абсурд, коммуникация, сущность и существование.
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)