Скрытая преемственность
Запад «потерял веру» — и обрел новую: веру в науку и человека. Однако многие элементы христианского мировоззрения парадоксальным образом сохранились, нередко изменившись до неузнаваемости, в новых светских воззрениях. Подобно тому, как христианское миропонимание в свое время не до конца отвергло наследие эллинских предшественников, но, напротив, вобрало в себя немало его существенных элементов, так и теперь современное светское мировоззрение, быть может, не всегда сознательно, сохранило некоторые элементы христианства. В их числе оказались этические ценности и выпестованная схоластиками вера в человеческий разум и в умопостигаемость эмпирической вселенной. Современное звучание приобрело такое фундаменталистское иудео-христианское положение, как данная человеку Богом заповедь обладать землею и владычествовать над природой, причем особенно ощутимо ее присутствие в упованиях Бэкона и Декарта на развитие науки и техники как средств этого владычества 15. Так и иудео-христианское отношение к каждой человеческой душе, наделенной «священными правами» и высоким достоинством, вошло в светские идеалы современного либерального гуманизма, наряду с такими христианскими мотивами, как, например, нравственная ответственность за свои поступки, разделение этики и политики, милосердие, единство человечества. Убежденность западной культуры в своем превосходстве перед всеми другими культурами кажется эхом иудео-христианской темы Избранного народа. Стремление распространить по всему земному шару западную культуру в качестве наилучшей и наиболее подходящей для всего человечества явилось как бы светским продолжением христианизации мира римской католической церковью, не сомневавшейся в том, что она несет благо всему человечеству. Светская культура, потеснив христианство, взяла на себя его роль указывать ценности, нормы и идеалы, на которые должны равняться прочие общества и которые им предстояло рано или поздно принять. Подобно тому, как христианство, постепенно вытесняя мировоззрение Римской Империи и занимая его место, само обрело римский характер, что и проявилось в централизованной, иерархической и политизированной римской католической церкви, современный светский Запад, постепенно побеждая христианство и католическую церковь и приходя им на смену, вбирал в себя многие черты и тенденции христианского мировоззрения.
Наиболее типичным иудео-христианским компонентом, вклинившимся в современное мировоззрение и органически растворившимся в нем, была, пожалуй, вера в линейное историческое движение человека к высшему свершению. Понимание же назначения человека носило подчеркнуто телеологический характер: историческое развитие человечества представлялось продвижением из темного прошлого, отмеченного печатью невежества, грубости, нищеты, страдания и угнетения, к сияющему идеальному будущему, где воцарятся разум, мудрость, процветание, счастье и свобода. Убежденность в том, что такое движение действительно происходит, основывалось в значительной мере на вере в спасительный эффект расширения человеческих познаний: путь к будущим свершениям человечества пролегает через преобразованный наукой мир. Иудео-христианские эсхалогические ожидания превратились в обычную мирскую уверенность. Религиозная вера в конечное спасение человечества — будь то обретение Израилем Земли Обетованной или наступление тысячелетнего царства Христова — ныне обернулось верой в эволюцию или в революцию, иными словами, в то, что в конце концов на земле утвердится справедливое и совершенное общество, построение которого зависит от степени овладения разумным человеком природным и социальным миром.
В ходе истории в самом христианстве пассивное ожидание преображения мира в день Второго Пришествия постепенно сменялось другими настроениями, которые к началу Нового времени вылились в уверенность в том, что активная деятельность людей по преобразованию мира угодна Богу и может приблизить ожидаемое событие. В эпоху Возрождения Эразм Роттердамский выдвинул новое толкование христианской эсхатологии, согласно которому человечество может стать Царством Христовой славы уже на земле; возможность избежать конца света и дня Божьего гнева он обосновывал церковным положением об имманентном присутствии Божьей благодати в истории человечества. Во время Научной Революции Ф. Бэкон, воодушевленный сходной идеей, провозглашал, что будущая научная цивилизация, умножающая могущество человека и его власть над природой, совпадет во времени с наступлением христианского золотого века. По мере того как секуляризация проникала во все новые области духовной жизни, христианские черты ожидаемого совершенного общества стирались, а затем и вовсе исчезали, оставив только устремленное ожидание. Со временем социальная утопия переросла в футурологию, свободную от видений и предчувствия прихода Царствия Христова. Человеческий разум, наука и техника во весь голос заявили о своей чудодейственной силе, на смену упованиям пришли намерения.
Уверенность в научном прогрессе, заместившая в современном мировоззрении христианскую веру в духовную эволюцию человечества, только возрастала по мере ослабления влияния христианства. Современное мышление сохранило уверенность в великом будущем, ожидающем человечество, даже достигнув стадии наибольшего обмирщения у Кондорсе, Конта и Маркса. Но полное обожествление человека как завершение эволюции мы находим у Ницше, злейшего врага христианства: его Сверхчеловек должен родиться преодолением «человека», которое стало возможным, потому что «Бог умер».
Однако независимо от отношения к христианству убежденность в том, что человек неуклонно приближается к более совершенному миру и совершенствуется сам в результате собственных усилий, превратилось в одну из наиболее характерных особенностей современного сознания. Христианство перестало казаться движущей силой всех человеческих начинаний. Для современной цивилизации, достигшей полного расцвета сил и взошедшей в зенит, двигателем прогресса стали не религия и вера, но наука и разум. Источником всякого усовершенствования мира и раскрепощения человечества была признана не Божья, а человеческая воля.
- Ричард Тарнас История (страсть) западного мышления (Passion of Western Mind)
- Предисловие
- Введение
- Греческое мировоззрение
- Архетипические формы
- Идеи и боги
- Эволюция греческой мысли от гомера до платона мифологическое видение
- Рождение философии
- Греческое просвещение
- Платоновский герой
- Философский поиск и вселенский разум
- Загадка планет
- Аристотель и греческое равновесие
- Двойственное наследие
- II. Трансформация классической эпохи
- Пути эллинизма закат и жизнестойкость греческого мышления
- Астрономия
- Астрология
- Неоплатонизм
- Возникновение христианства
- III. Христианское мировоззрение
- Иудейский монотеизм и обожествление истории
- Элементы классики и наследие платона
- Обращение языческого мышления
- Противоречия внутри христианского мировоззрения
- Христианство ликующее
- Христианский дуализм
- Дальнейшие противоречия и наследие августина материя и дух
- Августин
- Закон и благодать
- Афины и иерусалим
- Святой дух и его превратности
- Рим и католичество
- Дева мария и матерь-церковь
- Подведение итогов
- IV. Трансформация средневековой эпохи
- Пробуждение схоластики
- Искания фомы аквинского
- Дальнейшие стадии развития в пору высокого средневековья нарастающая волна светской мысли
- Астрономия и данте
- Обмирщение церкви и подъем светского мистицизма
- Критическая схоластика и «бритва оккама»
- Возрождение классического гуманизма петрарка
- Возвращение платона
- В преддверии
- V. Мировоззрение Нового времени
- Возрождение
- Реформация
- Научная революция коперник
- Церковная реакция
- Галилей
- Формирование ньютоновской космологии
- Философская революция
- Основы современного мировоззрения
- Классики и современники
- Торжество секуляризма наука и религия: первые шаги к согласию
- Компромисс и столкновение
- Философия, политика, психология
- Современный характер
- Скрытая преемственность
- VI. Трансформация Нового времени
- Образ человека: от коперника до фрейда
- Самокритика современного мышления
- От локка до юма
- Закат метафизики
- Кризис современной науки
- Романтизм и его судьба две культуры
- Расколотое мировоззрение
- Попытки синтеза: от гёте и гегеля до юнга
- Экзистенциализм и нигилизм
- Постмодернистское мышление
- На пороге тысячелетия
- VII. Эпилог
- Посткоперников «двойной узел»
- Знание и бессознательное
- Эволюция мировоззрений
- Возвращаясь на круги своя
- Хронологическая таблица*
- Примечания Введение
- Частьi. Греческое мировоззрение
- Частьii. Трансформация классической эпохи
- Частьiii. Христианское мировоззрение
- Частьiv. Трансформация средневековой эпохи
- Частьv. Мировоззрение Нового времени
- Частьvi. Трансформация нового времени
- Часть VII. Эпилог
- Указатель