logo search
УМКД Философия часть 2

2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий

В процессе организации учебной деятельности студентов можно применять разнообразные педагогические технологии, способствующие развитию творческого мышления, индивидуальности, неповторимости склада ума будущих учителей. В качестве примеров мы приводим лишь некоторые из таких технологий, апробированных авторами в своей работе.

Наиболее распространенными формами проведения практических занятий являются:

- сообщения по заранее заданным вопросам (традиционная),

- развернутая беседа,

- доклады по наиболее актуальным или проблемным темам,

- теоретическая конференция,

- рефераты студентов и их обсуждение,

- письменные (контрольные) работы,

- философские игры,

- игра «КОНОП» (контрольный опрос),

- «Вертушка»,

- творческая мастерская,

- «атака мыслей»,

- круглый стол,

- аукцион идей и т.д.

В состав традиционно организуемых семинарских занятий преподаватель может включать творческие задания, способствующие актуализации ранее усвоенных знаний и стимулирующие мыслительную деятельность студентов.

Например, в процессе изучения темы «Общество как социальная реальность» на заключительном этапе занятия можно предложить студентам выполнить следующее упражнение. Опираясь на свой жизненный опыт, на имеющиеся знания и представления, постараться на конкретных примерах и по возможности подробно разъяснить воображаемому любопытному «инопланетянину» (можно сделать это письменно в своей рабочей тетради), что могут означать в нашем языке следующие понятия: общество, социальная система, социальное взаимодействие, социальная группа, социальная организация, социальная общность, социальный институт, социальные связи, социальные отношения, общественные отношения, социально-экономическая формация, цивилизация, социальная система, социальный прогресс, социальная революция, социальная эволюция, социальное реформирование, социальные группы, тотальные организации, добровольные ассоциации, харизматические группы, первичная группа, вторичная группа, бюрократия, политика, государство, политическая организация общества, политическая система, политические институты, общественные организации, политические партии, гражданское общество, правовое государство, демократия, самоуправление народа, политическая культура, политическая активность.

При решении таких дидактических задач, как закрепление полученных знаний, контроль и проверка усвоенного материала можно предложить студентам самим составить терминологический кроссворд или решить уже готовые кроссворды, головоломки, ребусы.