logo search
философия эконом

5.5.1. Общая характеристика Просвещения

В широком смысле Просвещением называют процесс, охвативший все страны Европы начиная с ХVI–ХVII и заканчивая ХVIII–ХIХ вв. Это течение, ставившее своей целью заменить воззрения, основанные на религиозном или политическом авторитете такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать любую критику. Поэтому можно считать, что в Англии Просвещение началось с Ф. Бэкона уже в конце ХVI в., во Франции – с ХVII в., в Германии – с ХVIII в., где оно не имело значительного успеха.

Но в узком смысле Просвещением мы называем именно французскую философию ХVIII в., для которой была характерна критика существующих общественных и моральных принципов. Философы Просвещения хотели заменить их новыми, в основу которых они стремились положить научное познание. Название “Просвещение” говорит само за себя – ее представители считали, что и человека, и общество можно усовершенствовать лишь за счет распространения знаний.

Итак, для философов французского Просвещения был характерен культ науки, которую они отождествляли с разумом. Однако такое отождествление было неоднозначным. По пути от Возрождения к Просвещению европейская философия заметно растеряла свое гуманистическое содержание. Важную роль в этом сыграл механицизм Нового Времени. Если для Возрождения был характерен пантеизм – Бог растворен в природе, и человек как целое соответствует этой целостности, то в Просвещении происходит переход к деизму – концепции, согласно которой Бог снова выносится за пределы природы, нашего мира в целом, причем, в отличие от средневековой философии, выносится полностью. Согласно деизму Бог есть сотворившее мир первоначало, которое затем не вмешивается в естественный ход развития природы.

Кроме деистов, были также философы, продолжавшие традиции механистического материализма. Но разница между теми и другими была небольшая. И в той, и в другой системе все вещи связаны между собой лишь причинно-следственными связями, нет единой основы, которая позволяет охватить весь мир в целом. При таком подходе человек тоже становился всего лишь следствием каких-то нечеловеческих причин, и это порождало трудности в истолковании сущности человека и общества.